logo
Билеты по Социальной Педагогике

18. Проблемное поле современных социально-педагогических исследований.

Возрождение социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности в России началось в 90-х годах. Проблемами социальной педагогики занимались: В. Г. Бочарова, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, Л. Я. Олиференко и др. Научное исследование в области СП принято называть социально-педагогическим; оно представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании, методах и формах деятельности социального педагога. Специфика социально-педагогического исследования, его сложность определяется тем, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружающей его средой, все многообразие социальных связей. Этот процесс динамичный, развивающийся: растет и изменяется с каждым днем ребенок, изменяется среда, которая его окружает, возникают, закрепляются или наоборот разрываются социальные связи со средой и многие другие процессы, которые влияют на становление личности ребенка. Эффективность научных исследований в социальной педагогике зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, технологии и др. В. И. Загвязинский выделяет пять источников: 1) общечеловеческие гуманистические идеалы, отраженные в социальном заказе общества; 2) достижения комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (науки о здоровом образе жизни), философии, социологии; 3) теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт; 4) педагогический потенциал окружающей ребенка социальной среды (семьи, школы, учреждений культуры и др.); 5) творческий потенциал работников социальной сферы (социальных педагогов, социальных работников, социальных психологов и др.).