logo
Программа ГАК 11-12

Проблемы начального филологического образования

1. Учебник русского языка как ведущее средство обучения.

Краткий исторический обзор первых отечественных учебников русского языка. Особенности современных учебников русского языка, их соответствие требованиям ФГОС начального общего образования. Анализ собственной методической деятельности по организации работы с учебником на уроках русского языка.

2. Организационно-методическая система обучения грамоте.

Задачи и содержание методики обучения грамоте. Характеристика современного звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Сопоставительный анализ современных учебно-методических комплектов по обучению грамоте.

3. Фонетика как раздел школьного курса русского языка.

Значение изучения фонетики в начальной школе. Проблемы обучения младших школьников фонетике: трудности усвоения фонетики, отбор слов для фонетического анализа и порядок его проведения. Возможности букварей разных авторов для организации полноценной фонетической работы в период обучения грамоте. Совершенствование фонетических умений в курсе русского языка.

4. Методика обучения орфографии.

Сравнительно-исторический анализ обучения правописанию. Принципы русской орфографии как основа ее методики. Современное решение вопроса о ведущем принципе орфографии. Обучение орфографии в начальной школе. Возможности современных учебников русского языка для формирования и развития орфографических умений младших школьников.

5. Изучение морфемного состава слова в начальных классах.

Значение изучения морфемики для развития личности младшего школьника. Лингвистические основы и задачи изучения морфемики в начальном курсе русского языка. Система изучения темы «Состав слова» в начальной школе.

6. Изучение морфологии в начальной школе.

Развивающие возможности изучения морфологии в начальной школе. Трудности изучения морфологии в начальной школе и пути их преодоления. Особенности изучения темы «Имя существительное» в начальной школе. Возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации изучения младшими школьниками темы «Имя существительное».

7. Совершенствование устной речи младших школьников.

Значение обучения младших школьников обучения устному общению. Психолингвистические и лингвистические основы обучения младших школьников устному общению. Направления обучения младших школьников устному общению. Возможности современных учебно-методических комплектов по русскому языку для организации целенаправленного обучения младших школьников устному общению.

8. Система работы над словом в начальной школе.

Лингвистические основы методики словарной работы. Характеристика словаря детей младшего школьного возраста, источники его обогащения. Задачи и направления словарной работы. Актуальные вопросы методики словарной работы: лексико-семантические темы, ступени работы над словом, способы семантизации. Формирование лексикографической культуры учащихся.

9. Развитие грамматического строя речи младших школьников.

Значение работы по развитию речи младших школьников на грамматическом уровне. Научные основы методики развития грамматического строя речи младших школьников. Актуальные вопросы методики развития речи учащихся на грамматическом уровне: основные направления работы, виды упражнений, проблема отбора учебного материала.

10. Методика работы над изложением.

Лингвистические основы методики обучения изложению. Воспроизведение текста-образца как способ совершенствования речевой деятельности младших школьников. Условия эффективности работы по обучению школьников написанию изложения. Процесс работы над изложением. Возможности современных учебников русского языка разных авторов для обучения младших школьников изложению.

11. Обучение младших школьников созданию высказываний.

Значение обучения сочинению для развития личности ребенка. Психолингвистические и лингвистические основы обучения младших школьников созданию высказываний. Проблемы обучения сочинению в практике современной начальной школы и пути их преодоления. Этапы работы над сочинением в начальной школе. Возможности учебно-методических комплектов по русскому языку для обучения младших школьников созданию высказываний.

12. Совершенствование у младших школьников культуры речевого поведения.

Значение работы по обучению младших школьников культуре речевого поведения. Лингвистические и психолингвистические основы методики формирования у младших школьников культуры речевого поведения. Вопросы обучения младших школьников речевому этикету в методической науке и практике современной начальной школы: задачи, направления, методы и приемы обучения речевому этикету.

13. Детская книга как учебный материал к урокам чтения.

Специфика детской книги как учебного материала. Организационно-методическая система уроков работы с детской книгой в начальной школе. Читательская самостоятельность младшего школьника как результат реализации принципа систематичности в работе с детской книгой.

14. Методические возможности книжки-игрушки при обучении младших школьников чтению.

Игровые технологии в обучении младших школьников чтению. Книжка-игрушка как особый инструмент учителя. Разновидности книжек-игрушек; их психолого-методическая оценка. Методический опыт работы с книжкой-игрушкой, накопленный к началу XXI века.

15. Проблема формирования и изучения читательских интересов младших школьников в процессе обучения чтению.

Суть проблемы формирования и изучения читательских интересов младших школьников в процессе обучения чтению. Трактовка проблемы: традиционная и в соответствии с теорией формирования читательской самостоятельности. Педагогические и методические условия становления и расширения читательского кругозора учащихся. Технологии контроля учебно-воспитательного процесса обучения чтению в начальной школе.

16. Встреча с писателем как форма организации учебного процесса и средство литературного развития учащихся.

Специфика встречи с писателем как формы работы в системе урочной и внеурочной деятельности с ребенком-читателем. Возможности встречи с писателем для решения задач литературного развития младших школьников. Система дидактического материала, обеспечивающая эффективность встречи с писателем как формы обучения чтению. Принципы отбора учебного материала к встрече с писателем. Индивидуальная, групповая, коллективная формы работы в подготовке к встрече с писателем; учет результатов.