logo
Программа ГАК 11-12

I. Цель и задачи итоговой государственной аттестации

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, должен:

- осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

- способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

- обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;

- осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе.

Объектом профессиональной деятельности специалиста в области начального общего образования являются учащиеся.

В соответствии с п. 1.3.3. ГОС учитель начальных классов осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:

Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя начальных классов, решению типовых профессиональной задач в учреждениях начального общего образования.

В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) специалист должен знать:

Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности:

Поэтому, в соответствии с требованиями п. 7.2. ГОС, итоговая государственная аттестация специалиста в области начального общего образования включает государственный междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и выпускную квалификационную (дипломную) работу.

Цель данной программы ГИА содействовать повышению качества подготовки специалистов социальной работы, а ее основная задача – способствовать обеспечению качественной организации и проведения итоговой государственной аттестации в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Согласно требованиям ГОСов, целью государственного междисциплинарного комплексного итогового экзамена является «установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне». В соответствии с этим примерная программа междисциплинарного экзамена составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника. Соответственно, и проблемы в билетах должны быть сформулированы так, чтобы можно было выявить достигнутую степень подготовки выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве учителя начальных классов, уровень его адаптации к сфере или объекту профессиональной деятельности.

Дипломная работа, как следует из государственного образовательного стандарта, является средством выявления профессиональной подготовленности выпускника в целом. Важнейшим результатом выполнения выпускником дипломной работы должно быть закрепление и совершенствование приобретенных в процессе учебы знаний, умений и навыков, которые позволят осуществлять «исследовательско-аналитическую деятельность по проблемам начального образования» (п. 1.3. ГОС).

Государственная итоговая аттестация, как правило, начинается государственным междисциплинарным комплексным экзаменом по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, а завершается защитой квалификационной (дипломной) работы. При такой последовательности государственный комплексный экзамен выступает не только как часть итоговой государственной аттестации, но и как условие успешной подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы.

Вузовская программа государственного междисциплинарного комплексного экзамена должна быть составлена с учетом содержащихся в государственном образовательном стандарте: