8. Система образования Республики Беларусь.
В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система.
Дошкольное образование. В республике для детей до 6 лет существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.
По профилю они подраздел-ся на учреждения общего назначения, с углубленной направл-ю, санаторные дошкольные учр-я, спец-е дошкольные учреждения для детей с ос-ми психофиз-го развития, дошкольные центры развития ребенка.
Общее среднее образование. Получить его можно в общеобразовательных школах и гимназиях. Обучение на этом уровне начинается с 6 лет. Современная модель общеобразовательной школы вкл. в себя неск. ступеней. Первая – общее нач. образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы. Вторая ступень – общ. базовое образование. Период обучения: начальное образование, затем — с 5-го по 9-й классы. Третья ступень – общ. ср. обр-е. Его получают те уч-ся, кот. окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной ср-й школы. Общ. ср. обр-е можно получить и в проф.-тех. и ср.спец.уч.заведениях, прием в кот. осущ-ся после окончания баз-й школы.
Профессионально-техническое образование. В Респ. Бел. сущ-ет развитая сеть уч.заведений в системе проф.-технического образования. В настоящее время она вкл. в себя проф.-тех. училища, проф. лицеи, проф.-тех. колледжи. Они предоставляют проф.-техническое и общ. ср. образование с присвоением квалиф-и рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о проф.-тех. образовании.
Среднее специальное образование. К уч. завед-м, в кот. можно получить ср. спец. образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, проф.-тех. колледжи, лингвистич. гимназии-колледжи, высшие колледжи.
Предоставляется на осн. общ. базового, общ. ср. и проф.-технич. образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.
Национальная высшая школа. В систему высш. обр-я Респ. Бел. входят 43 гос. высш. уч. заведения (31 университет, 6 академий, 2 института, 4 высших колледжа), а также 12 вузов частной формы собственности.
В Беларуси проведено лицензирование образовательной деят-ти всех вузов независ. от формы собст-ти. БГУ и БНТУ явл. ведущими высш. уч. завед. в нац. сист. обр-я, 9 вузов – ведущие отраслевые.
В 2002 г. в соотв. с Указом Пр. Респ. Бел. «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относ-ся к высш. образованию в Европейском регионе» Беларусь стала полноправной участницей Лиссабонской конвенции 1997 года, подготовленной совместно с ЮНЕСКО и Советом Европы. Это позвол. > эффективно решать проблему признания дипломов белорусских вузов, способствует развитию междунар. сотрудничества, привлеч. на учебу в Беларусь иностр. студентов, кол-во кот-х в перспективе планир-cя увеличить до 5% от общ. числа обуч-ся.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.