logo
shpory_po_pedagogike

3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.

Возрастная периодизация развития личности — развитый А.В. Петровским подход к членению во времени процесса развития личности, позвол-му выделять его осн. этапы. А.В. Петровским была выдвинута след. гипотеза: личность формируется в группах, иерархически распол-ных на ступенях онтогенеза; хар-р развития личности задается уровнем развития группы, в кот. она вкл-на и в кот. она интегрирована. При этом выделяются собственно возрастные этапы формирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0—3) [развитие личности осущ-ся преимущ-но в семье, кот- в завис-ти от принятой в ней тактики воспитания либо выступает как просоциальная ассоциация или коллектив (при превалировании тактики "семейного сотрудничества"), либо оборачивается для ребенка зачастую совершенно не осознаваемыми родителями отриц. сторонами, кот. присущи менее развитым группам (если в семье взрослые придерж-ся, напр., тактики "диктата" или же "слепой опеки")], детсадовское детство (3—7) [переход на этот новый этап развития не определ-ся внутр. психол. закон-ми (они только обеспеч. готовность к этому переходу), а детерминирован извне соц. причинами, к кот. отн-ся развитость системы дошкольн. учрежд-й, их престиж, занятость родителей и т. д. Если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего возрастного периода успешным протеканием фазы интеграции, то здесь (как и на рубеже между любыми другими возрастными периодами) склад-ся усл. для кризиса развития личности — адаптация в новой группе оказывается затрудненной.], младший школьный возраст (7—11) [возможность войти в совершенно новую группу одноклассников (управляется учительницей, кот. оказывается по сравнению с воспит-цей дет.сада еще > референтной для детей, в связи с тем, что она, используя аппарат отметок, регулирует взаимоотнош. ребенка с др. взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отнош. к нему и его отнош. к себе "как к другому". Примечательно, что фактором развития личности мл. школьника явл-ся не столько сама учебн. деят-сть, сколько отнош. взрослых к успеваемости, дисциплине и прилежанию ребенка.], средний школьный возраст (11— 15) [дальнейшее развитие личности в развивающейся группе, но в изменившихся условиях (появление учителей-предметников вместо одной уч-цы в мл. классах, возникн-е дружеских компаний у ст. подростков и т.д.) при определяемой половым созреванием существенной перестройке организма. Многообразие задач в различных видах деят-сти ведет к заметной дифференциации школьников, образующих в одном случае просоциальные по своему хар-ру ассоциации, а в другом — асоциальные ассоциации, тормозящие, а иногда и искажающие развитие личности.], старший школьный возраст (15—18) [потребность быть личностью в этом возрасте приобретает отчетливую форму самоутв-я, объясняемую относительно затяжным хар-ом индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позвол-щие ему вписываться, напр., в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соотв. требованиям учителей, родителей и вообще взрослых, отодвигающих его на стадию первичн. адаптации.].