25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
Педагогическая диагностика - это особенные технологии, позволяющие изучать состояние объектов учебно-воспитательного процесса в действительности, систему управления школой, личностные характеристики школьников, структуру их деятельности и на основе объективной информации проектировать и прогнозировать систему для эффективного функционирования школы.
В условиях гуманизации образования педагогическая диагностика должна быть органической составной частью системы совершенствования учебно-воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе, особенно, если она с дифференцированным обучением, в связи с чем, в педагогической теории и практике данная проблема остается актуальной.
В настоящее время педагогическая диагностика признана быть важнейшей составной частью науки педагогики и педагогики как искусства. Именно она определяет теоретические и практические основы, которые обеспечивают и характеризуют успешность и эффективность деятельности педагога и ученика.
1. По сущности педагогическая диагностика становится составной частью современного целостного педагогического процесса, обеспечивая объективной информацией о количественных и качественных преобразованиях как отдельных компонентов, так и в целостном проявлении педагогических явлений, определяя условия их функционирования и прогнозирования, гарантируя в итоге объективность, гласность, позитивизм результатов педагогического процесса.
2. Осуществляя трехуровневую педагогическую диагностику [компонентная, структурная и системная], можно обеспечить высокую педагогическую культуру труда учителя и педагогического коллектива с гарантией успеха в управлении целостным педагогическим процессом.
3. Педагогическая диагностика личности, социальной среды, диагностика «сверху» - аттестация, управленческая диагностика, самодиагностика, диагностика проектирования, диагностика научного прогнозирования - инструментарий управления школой.
4. По видам воспитательной деятельности педагогическая диагностика применяется по разным институциональным признакам: в семье, в определении социального и физического развития детей, в учебном процессе, в классном коллективе и т.д.
5. Педагогическая диагностика имеет пять основных функций, которые реализованы в процессе нашей опытно-экспериментальной работы: собственно-диагностическая, аналитическая, оценочная, обратной связи, мотивационная.
26. Процесс воспитания, его особенности и структура.
Процесс воспитания - часть педагогического процесса. Это процесс интериоризации т.е. перевод ребёнка из одного состояния в другое (из внешних отношений во внутреннее состояние личности, которое проявляется в убеждениях).
Это процесс взаимосвязанных последовательных действий учителя и ученика. Единица его - воспитательное дело.
Особенности воспитательного процесса
1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.
2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)
3.Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).
4. Длительность.
5. Непрерывность - воспитание - не отдельный процесс.
6. Комплексность - формирование не отдельное качество.
7. Вариативность и неопределённость (разные личности).
8. Двусторонность.
По целевому критерию структура воспитательного процесса представляет собой совокупности (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс:
• целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности;
• формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной;
• мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;
• приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;
• воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
• развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;
• организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;
• организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;
• развитие важнейшей социальной функции личности -общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.