27. Принципы воспитания.
Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.
-
общественная направленность воспитания (воспитание ориентировано на упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских, социальных и личностных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов);
-
связь воспитания с жизнью и трудом (широкое ознакомление воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней изменениями; привлечение воспитанников к реальным жизненным отношениям, различными видами общественно полезной деятельности);
-
опора на положительное в воспитании (опираясь на положительные интересы воспитанников (интеллектуальные, эстетические, технические, любовь к природе, животным и т.д.), решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания);
-
гуманизация воспитания (гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности);
-
личностный подход (учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей воспитанников);
-
единство воспитательных воздействий (координация усилий школы, семьи и общественности в воспитании подрастающего поколения).
Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.
• добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
• вера каждого ребенка в возможность выбора средств для достижения поставленной цели;
• оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
• предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
• готовность детей к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности;
• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.