logo
shpory_po_pedagogike

7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.

Многие педагоги и рук-ли уч. заведений считают его самой современной методологической ориентацией в пед. деят-ти. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педю деят-ти, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвяз-х понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Цель личностно ориентированного образования - создание усл-й для полноценного развития след. ф-ций индивидуума: - спос-ть человека к выбору; - умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; - поиск смысла жизни, творчество; - формир-е образа “Я”; -

ответ-ть (в соотв. с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); -

автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от др. факторов).

Осн. понятиям личностно-ориентированного подхода:

- индивидуальность — неповтор. своеобразие человека или группы, уник. сочет. в них единичных, особенных и общ. черт, отличающее их от др. индивидов и человеч-х общностей;

- личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность — че-к, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

- самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект — индивид или группа, облад-е осознанной и творч. активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окруж. действительности;

- субъектность — кач-во отдельн. че-ка или группы, отражающее спос-ть быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;

- Я-концепция — осознаваемая и переживаемая че-ком система представлений о самом себе, на осн. кот-й он строит свою жизнедеятельность, взаимод-е с др. людьми, отнош-я к себе и окруж-м;

- выбор — осущ-е чел-ком или группой возможности избрать из некот-й совок-ти наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

- педагогическая поддержка — деят-ть педагогов по оказ-ю превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивид-х проблем, связ-х с физ. и психич. здоровьем, общением, успешн. продвижением в обучении, жизнен. и проф. самоопределением.

Демократизм образования определяется его доступностью, предоставлением каждому че-ку возможности получ-я и развития своих знаний. Его неотъемлемая сторона – демокр-я всего уклада жизни образовательных учреждений, их работа на принципах самоуправления, привлечения самих уч-ся и заинтер-х групп насел-я к реш-ю всех проблем, вкл-я и вопросы финансир-я образования. Демократизм образ-я предпол-т созданием условий для удовлетв-я запросов представителей разн. соц., нац., возрастных, региональных и др. общественных групп, обеспечения возможностей для свободного самоутверждения и самовыражения каждой личности в сфере образования.

Гуманизм определ-ся его обращенностью к че-ку как субъекту обр-го процесса, созданием макс. благопр-х возможностей для развития его творч. индивидуальности. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения сферы дух. жизни превращ-ся из предмета изучения в органический компонент учебно-воспит. и учебно-познавательной деятельности, в ту основу, кот. определяет не только содержание образования, но и формы взаимоотнош-й между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составл. содержат. основу этого процесса и явл. важнейшим ср-вом преодоления технократического отношения к действительности.