7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
Многие педагоги и рук-ли уч. заведений считают его самой современной методологической ориентацией в пед. деят-ти. Личностно-ориентированный подход — это методологическая ориентация в педю деят-ти, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвяз-х понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Цель личностно ориентированного образования - создание усл-й для полноценного развития след. ф-ций индивидуума: - спос-ть человека к выбору; - умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; - поиск смысла жизни, творчество; - формир-е образа “Я”; -
ответ-ть (в соотв. с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); -
автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от др. факторов).
Осн. понятиям личностно-ориентированного подхода:
- индивидуальность — неповтор. своеобразие человека или группы, уник. сочет. в них единичных, особенных и общ. черт, отличающее их от др. индивидов и человеч-х общностей;
- личность — постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
- самоактуализированная личность — че-к, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
- самовыражение — процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
- субъект — индивид или группа, облад-е осознанной и творч. активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окруж. действительности;
- субъектность — кач-во отдельн. че-ка или группы, отражающее спос-ть быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
- Я-концепция — осознаваемая и переживаемая че-ком система представлений о самом себе, на осн. кот-й он строит свою жизнедеятельность, взаимод-е с др. людьми, отнош-я к себе и окруж-м;
- выбор — осущ-е чел-ком или группой возможности избрать из некот-й совок-ти наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
- педагогическая поддержка — деят-ть педагогов по оказ-ю превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивид-х проблем, связ-х с физ. и психич. здоровьем, общением, успешн. продвижением в обучении, жизнен. и проф. самоопределением.
Демократизм образования определяется его доступностью, предоставлением каждому че-ку возможности получ-я и развития своих знаний. Его неотъемлемая сторона – демокр-я всего уклада жизни образовательных учреждений, их работа на принципах самоуправления, привлечения самих уч-ся и заинтер-х групп насел-я к реш-ю всех проблем, вкл-я и вопросы финансир-я образования. Демократизм образ-я предпол-т созданием условий для удовлетв-я запросов представителей разн. соц., нац., возрастных, региональных и др. общественных групп, обеспечения возможностей для свободного самоутверждения и самовыражения каждой личности в сфере образования.
Гуманизм определ-ся его обращенностью к че-ку как субъекту обр-го процесса, созданием макс. благопр-х возможностей для развития его творч. индивидуальности. Ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения сферы дух. жизни превращ-ся из предмета изучения в органический компонент учебно-воспит. и учебно-познавательной деятельности, в ту основу, кот. определяет не только содержание образования, но и формы взаимоотнош-й между теми, кто учится, и теми, кто учит. Гуманитаризация образования составл. содержат. основу этого процесса и явл. важнейшим ср-вом преодоления технократического отношения к действительности.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.