9. Современные тенденции развития образования в мире.
Сост-е обр-я в совр. мире сложно и противоречиво. С 1 стор., обр-е в 20-м в. стало 1 из сам. важных сфер чел-й деят-ти; огр. достиж-я в этой области легли в осн. грандиозных соц. и научно-технологич. преобразований, хар-х для уходящего века. С др. стор., расширение сферы обр-я и изменение ее статуса сопровожд. обострениями проблем в этой сфере, кот. свидет. о кризисе образования. И, наконец, в посл. 10летия в проц. поисков путей преодоления кризиса образ-я происх. радик. изменения в этой сфере и формир-е нов. образ-й системы. Место обр-я в жизни общ-ва во мн. определ-ся той ролью, кот. играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возм-ти развития проф. и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во 2й пол. 20-го века, принципиально измен-сь в его последн. 10ия. Информационная револ-я и формир-е нов. типа общественн. устройства - информационного общ-ва - выдвигают инф-ю и знание на передн. план соц. и экон. развития. Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происх-ми в соц.-политической и экон. жизни мир. сообщества.
Эволюция знания -основной источник стоимости в информационном обществе. Приобрет-е нов. знаний, инф-ии, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие стан-ся фундамент-ми хар-ми работников в постиндустриальной экономике.
Превращ-е знаний в осн-й общественн.капитал, возрастание выгод, связ-х с получ-ем знаний, закл-ся в том, что выгоды от него получает человек, кот. потребляет этот товар, общество в целом и конкр. предприятия. Отсюда вытек. основания для смешанного финансир-я образования, развитие рын. отнош-й в этой сфере. Развитию рын. отнош-й в сфере образования спос-ет и обострение проблемы гос. финансирования.
Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной закл-я в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, кот. опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образоват-я система ориентир- на реализацию высок. потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позвол. реализовать одно из главн. преимуществ нов. образоват-й системы - обучение на расстоянии или, дистанционное обучение. Основн. тенденцией совр. образ-я явл. постеп. смещение приоритетов от прямого обучения к индивид-му контакту со студентами. Ключ. лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существен. часть учебн. процесса может проходить во время индивид-х консульт-й с препод-ми по конкр. темам или проблемам.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.