logo
shpory_po_pedagogike

16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.

Урок в определенной степени явл. средоточием всего учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению М.Н. Скаткина, в уроке концентрируется если не вся, то значительная часть педагогики. На уроке, как нигде, раскрываются возможности педагога, степень его подготовленности, мастерство, эрудиция. В такой же мере здесь видны его просчеты, ошибки, неудачи.

В пед. науке и практике наиболее употреб-ой явл. класс-ция уроков по основной дидактической цели и месту уроков в их обшей системе учебно-воспит. процесса:

уроки овладения учащимися новыми знаниями, на кот. проводится накопл. фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;

уроки формирования и освоения умений и навыков;

уроки обобщения и систематизации знаний;

уроки повторения и закрепления знаний и умений;

контрольно-проверочные уроки;

комбинированные уроки, на кот. одновременно реш-ся неск. дидактических задач.

В «чистом» виде уроки определенного типа проводятся сравнительно редко; в реальном учебн. процессе почти на каждом уроке в различной степени решается ряд дидактич. задач, т. е. фактически большинство проводимых уроков имеют комбинир. характер.

Одной из важнейших проблем урока является его структурное построение. Структура урока - это последовательные этапы урока, завершенные его части, имеющие определенное содержание, задачи, место и время, а также способы реализации этих задач. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и методических приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. На структуру урока большое влияние оказывают также педагогический стиль, творческий характер обучающей деят-ти педагога, а также конкр. усл. работы в данн. учебной группе.

Основными структурными элементами урока (прежде всего урока спец. предметов), на кот. можно равняться, «конструируя» урок, явл.:

организационная часть;

сообщение (подача) учебного мат-ла (инф-ции) педагогом;

самост. усвоение нов. знаний и умений уч-ся;

первичн. закрепл. и текущ. повтор. материала урока;

упр-я, самост-я работа уч-ся по закрепл., систематизации, применению знаний, и умений по материалу изученного раздела, темы учебной программы;

контроль и оценка знаний, умений, навыков уч-ся;

д/з учащимся.