16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
Урок в определенной степени явл. средоточием всего учебно-воспитательного процесса. По меткому выражению М.Н. Скаткина, в уроке концентрируется если не вся, то значительная часть педагогики. На уроке, как нигде, раскрываются возможности педагога, степень его подготовленности, мастерство, эрудиция. В такой же мере здесь видны его просчеты, ошибки, неудачи.
В пед. науке и практике наиболее употреб-ой явл. класс-ция уроков по основной дидактической цели и месту уроков в их обшей системе учебно-воспит. процесса:
уроки овладения учащимися новыми знаниями, на кот. проводится накопл. фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
уроки формирования и освоения умений и навыков;
уроки обобщения и систематизации знаний;
уроки повторения и закрепления знаний и умений;
контрольно-проверочные уроки;
комбинированные уроки, на кот. одновременно реш-ся неск. дидактических задач.
В «чистом» виде уроки определенного типа проводятся сравнительно редко; в реальном учебн. процессе почти на каждом уроке в различной степени решается ряд дидактич. задач, т. е. фактически большинство проводимых уроков имеют комбинир. характер.
Одной из важнейших проблем урока является его структурное построение. Структура урока - это последовательные этапы урока, завершенные его части, имеющие определенное содержание, задачи, место и время, а также способы реализации этих задач. Структура урока зависит от поставленных целей, содержания изучаемого материала, методов и методических приемов обучения, используемых на уроке, уровня подготовки и развития учащихся, места урока в учебном процессе. На структуру урока большое влияние оказывают также педагогический стиль, творческий характер обучающей деят-ти педагога, а также конкр. усл. работы в данн. учебной группе.
Основными структурными элементами урока (прежде всего урока спец. предметов), на кот. можно равняться, «конструируя» урок, явл.:
организационная часть;
сообщение (подача) учебного мат-ла (инф-ции) педагогом;
самост. усвоение нов. знаний и умений уч-ся;
первичн. закрепл. и текущ. повтор. материала урока;
упр-я, самост-я работа уч-ся по закрепл., систематизации, применению знаний, и умений по материалу изученного раздела, темы учебной программы;
контроль и оценка знаний, умений, навыков уч-ся;
д/з учащимся.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.