4. Цель и целеполагание в педагогике.
Педагогический процесс – это всегда целенапр-й процесс. Без ясного представления о цели нет эффективной пед. деятельности. Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности.
Выбор целей воспитания и обучения не должен носить волюнтаристский характер. Он обусловлен методологией педагогики. Цель должна быть четко и ясно сформулирована. Достижимость цели должна быть объективно предопределена. Нужно быть готовым к трудному пути достижения цели.
Основной принцип формирования структуры целей различных уровней и содержания – их согласованность и взаимосвязь.
Цели должны быть соизмеримы. Они должны иметь сроки достижения.
Постоянная сверка своих действий и результата с поставленной целью – основное правило технологии.
Цель педагогического воздействия явл-ся системообразующим (определяющим) элементом пед. деят-ти. От нее завис. остальные элементы: содержание и ср-ва получения результатов. Цель как научн. понятие есть предвосхищение в сознании субъекта результата, на достижение кот. направлена деят-ть. Цель обр-ния – конкр. опис. системы знаний, норм. деят., отнош., кот. должны овладеть кажд. уч-ся по оконч. проц-са обуч. Цель обуч. – конкр. уч. дисциплине уточняет и определ. цели обр-ния совр. человека и цели конкр. образов. учр. с учётом специфики, дисциплины, возраста обучаемых.
Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате пед. процесса, о кач-вах, состоянии личности, кот. предпол-ся формировать.
Стратегич. (планирование, разработка. Формирование внутр. интелл.-нравств. свободы.) и тактическая (сист. конкр. целевых направлений пед. деятельности) задача.
Пед.цели (системообразующие в пед.процессе, определяют и конкр. образоват. процесс): - обуч, - развив., - воспит.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.