logo
shpory_po_pedagogike

II. Психологические требования к уроку.

- проектирование развития уч-ся в пределах изучения конкр. учебного предмета и конкр. урока;

- учет в целевой установке урока психол. задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предш. работе;

- предусмотрение отдельных ср-в психолого-пед. воздействия.

- соотношение нагрузки на память уч-ся и их мышление;

- определение объема воспроизводящей и творч. деят-ти уч-ся;

- планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самост. поиска;

- выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

- учет контроля, анализа и оценки деят-ти школьников, осущ-мых учителем, и взаимн. критич. оценки, самоконтроля и самоанализа уч-ся;

- соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие + ч-ва в связи с проделанной работой, установки, стимул-е интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

Гигиенические требования к уроку:

- температурный режим;

- физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);

- освещение;

- предупреждение утомления и переутомления;

- чередование видов деятельности;

- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

- соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

- урок д. быть эмоц., вызывать интерес к учению и воспитывать, потребность в знаниях;

- темп и ритм урока д. быть оптимальными, действия учителя и уч-cя завершенными;

- необходим полный контакт во взаимодействии учителя и уч-ся на уроке, должны соблюдаться пед. такт;

- доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творч. труда;

- оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;

- обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

- учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.

Особенности самоорганизации учителя:

- подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели и внутренняя готовность к ее осуществлению;

- рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психол. целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, пед. находчивость и др.);

- пед. такт (случаи проявления конфл. ситуаций);

- планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;

- психол. климат па уроке (поддержание атмосферы толерантности, эмпатии, радостного, искреннего общения, деловой контакт и д.р.)

19. Методы обучения и их классификация.

1. По источникам передачи и хар-ру восприятия информации - система традиционных методов (Е.Я.Голант, И.Т.Огородников, C.И. Перовский): словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.); наглядные (показ, демонстрация и пр.); практические (лабораторные работы, сочинения и пр.).

2. По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся - система методов обучения И.Я.Лернера - М.Н.Скаткина: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод.

3. По основным компонентам деятельности учителя - система методов Ю.К. Бабанского, включающая три большие группы методов обучения: а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя); б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса - познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций успеха; методы формирования долга и ответственности в учении - разъяснение общественной и личностной значимости учения, предъявление педагогических требований); в) методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, лабораторные и практические работы, машинный и безмашинный программированный контроль, фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

4. По сочетанию внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося - система методов М.И. Махмутова: включает систему методов проблемно-развивающего обучения (монологический, показательный, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический и программированный).

20. Методы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

Методы орг-ции учебной деят-ти, ориентированные на достиж. разл. задач обучения:

- получения новых знаний;

- выработки практических умений и накопления опыта учебной деятельности;

- закрепления изученного материала;

- организации взаимодействия учащихся.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - группа методов обучения, напр-х на орг-цию учебно-познав-ной деят-ти уч-ся, выделенная Ю. К. Бабанским и вкл-щая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп. 1) по источнику информации и восприятия: словесные методы (рассказ, лекция, беседа, конференция, диспут, объяснение); наглядные методы (метод иллюстрации, метод демонстрации); практические методы (упражнения, лабораторные опыты, трудовые задания). 2) по логике мышления: индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему); дедуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемой темы от общего к частному). 3) по степени самостоятельности и активности познавательной деятельности учащихся: репродуктивные методы (активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукция) сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами); проблемно-поисковые методы обучения (усвоение знаний, выработка умений и навыков осуществляются в процессе частично-поисковой или исследовательской деятельности обучаемых. Реализ-ся через словесные, наглядные и практические методы обучения, интерпретированные в ключе постановки и разрешения проблемной ситуации).