logo
shpory_po_pedagogike

11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.

В традиц. пед-ке, ориентир-й на реализ. преимущ-но образовательных ф-ций школы, содержание образования определ-ся как "совок-сть систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убежд., а также определенный ур-нь развития познавательных сил и практич. подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы".

Содержание включает несколько модулей развития:

Культурно-исторические знания по учебным предметам, Общенаучные методы познания, Гуманизация и гуманитаризация образования

Деятельность: учебная, учебно-поисковая, игровая, исследовательская, учебно-исследовательская, проектная, социально-проектная, клубная (общение), Риторика жанрового диалога

Учебные планы. В практике общ. ср. обр-ия исп-ся неск. типов уч. планов: базисный (осн. гос. нормат. док-т, явл-ся составной частью гос. стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих уч. планов и исходн. док-ом для финансирования школы.), типовой (носят рекомендательный хар-р. Они разрабат-ся на осн. гос. базисн. уч. плана и утвержд-ся Мин-вом обр-ния) и учебный план школы (сост-ся с соблюд. нормативов базисн. уч. плана. Сущ-ет 2 типа уч. планов школы:

– собственно уч. план школы, разрабат-й на осн. гос. базисного уч. плана на длит-й период и отражающий ос-ти конкр. школы (в кач-ве уч. плана школы м. быть принят 1 из типовых уч. планов);

– рабочий учебный план, разрабат-й с учетом текущ. усл-й и утверждаемый пед. советом школы ежегодно, структ. уч. плана ср. общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом.).

Учебные программы (нормативн. док-т, раскрывающий содерж-е знаний, умений и навыков по учебн. предмету, логику изучения основн. мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, ?ов и общ. дозировки времени на их изучение). Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Содержание образования, представленное на ур-не теор. осмысления в уч. планах, получает свою конкретизацию в уч. предметах (сист. научн. знаний, практич. умений и навыков, кот. позвол. уч-ся усвоить основн. исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.) или уч. курсах (дисциплинах).

Учебная литература. (учебники и учебные пособия). В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.