11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
В традиц. пед-ке, ориентир-й на реализ. преимущ-но образовательных ф-ций школы, содержание образования определ-ся как "совок-сть систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убежд., а также определенный ур-нь развития познавательных сил и практич. подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы".
Содержание включает несколько модулей развития:
Культурно-исторические знания по учебным предметам, Общенаучные методы познания, Гуманизация и гуманитаризация образования
Деятельность: учебная, учебно-поисковая, игровая, исследовательская, учебно-исследовательская, проектная, социально-проектная, клубная (общение), Риторика жанрового диалога
Учебные планы. В практике общ. ср. обр-ия исп-ся неск. типов уч. планов: базисный (осн. гос. нормат. док-т, явл-ся составной частью гос. стандарта этого уровня образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих уч. планов и исходн. док-ом для финансирования школы.), типовой (носят рекомендательный хар-р. Они разрабат-ся на осн. гос. базисн. уч. плана и утвержд-ся Мин-вом обр-ния) и учебный план школы (сост-ся с соблюд. нормативов базисн. уч. плана. Сущ-ет 2 типа уч. планов школы:
– собственно уч. план школы, разрабат-й на осн. гос. базисного уч. плана на длит-й период и отражающий ос-ти конкр. школы (в кач-ве уч. плана школы м. быть принят 1 из типовых уч. планов);
– рабочий учебный план, разрабат-й с учетом текущ. усл-й и утверждаемый пед. советом школы ежегодно, структ. уч. плана ср. общеобразовательной школы детерминируется теми же факторами, что и содержание общего образования в целом.).
Учебные программы (нормативн. док-т, раскрывающий содерж-е знаний, умений и навыков по учебн. предмету, логику изучения основн. мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, ?ов и общ. дозировки времени на их изучение). Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Содержание образования, представленное на ур-не теор. осмысления в уч. планах, получает свою конкретизацию в уч. предметах (сист. научн. знаний, практич. умений и навыков, кот. позвол. уч-ся усвоить основн. исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.) или уч. курсах (дисциплинах).
Учебная литература. (учебники и учебные пособия). В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
- 1. Предмет и функции педагогики, её категории. Система педагогических наук.
- 3. Возрастные этапы в развитии личности. Особенности обучения и воспитания школьников разного возраста.
- 4. Цель и целеполагание в педагогике.
- 5. Педагогический процесс. Его закономерности, принципы и структура.
- 7. Личностно-ориентированный подход в образовании. Демократизация и гуманизация педагогического процесса.
- 8. Система образования Республики Беларусь.
- 9. Современные тенденции развития образования в мире.
- 10. Характеристика зарубежных систем образования (на примере страны изучаемого языка).
- 11. Содержание образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования.
- 12. Процесс обучения, его функции и структура.
- 14. Система дидактических принципов.
- 16. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.
- 17. Общие формы организации учебной работы на уроке.
- II. Психологические требования к уроку.
- 21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.
- 25. Педагогическая диагностика в учебно-воспитательном процессе.
- 27. Принципы воспитания.
- 28. Содержание воспитания. Основные направления воспитания.
- 29. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.
- 30. Формирование мировоззрения школьников.
- 31. Умственное воспитание школьников.
- 32. Нравственное воспитание школьников.
- 33. Эстетическое воспитание школьников.
- 34. Физическое воспитание в школе.
- 35. Гражданское и патриотическое воспитание школьников.
- 36. Трудовое воспитание в школе. Профессиональная ориентация школьников.
- 37. Экологическое воспитание школьников.