logo
shpory_po_pedagogike

21. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников.

Разнообразные исследования структуры деят-ти че-ка неизменно подчеркивают необх-ть наличия в ней компонента мотивации. Используется весь арсенал методов орг-ции и осуществления уч. деят-ти. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития хар-ся по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).

Отсюда следует, что в процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деят-ти, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоц. состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления.

1) создания на уроке ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов

2) рассказы о применении в совр. усл. тех или ин. предсказаний научн. фантастов, показ занимательных опытов

3) занимательные аналогии

4) прием удивления

5) сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений

6) художественность, яркость, эмоциональность речи учителя

22. Контроль и оценка в обучении, методы контроля учебно-познавательной деятельности школьников.

Контроль явл. необх. структ. компонентом процесса обучения, кот. осущ.ся неск-ми методами. Методы контроля — это способы диагностики, позволяющие получить данные об успешности обучения, эфф-ти учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическую, полную, точную и оперативную информацию. Контроль в процессе обучения позволяет определить степень усвоения знаний, навыков, умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования, т.е. выставить оценку.

На практике чаще всего применяются такие методы, как повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменный опрос, контрольная работа, проверка домашней работы, тестирование.

23. Индивидуализация и дифференциация в обучение.

1) дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планам и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные группы (классы, школы);

2) внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация учебной работы;

3) прохождение учебного курса в индивидуально различном темпе: или убыстрение (акселерация), или замедленно (ретардация).

В дополнение к этим основным вариантам встречаются и различные их комбинации.

Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:

уровень обученности и обучаемости;

уровень общих умственных способностей;

скорость усвоения;

ндивидуальный стиль умственной деятельности;

психофизические особенности учащихся.

24. Формирование мотивации учения школьников.

Мотив достижения как устойчивая характеристика личности впервые был выделен Г. Мюрреем и понимался, как устойчивое стремление сделать что-то хорошее и быстро достичь определённого уровня в каком-либо деле.

Как ведущий фактор регуляции активности личности, её поведения и деятельности, мотивация представляет исключительный интерес для педагога и родителей.

Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определённой потребности.

В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. Однако при этом за всеми перечисленными причинами всё равно стоят потребности личности во всём их многообразии (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).