10. Из истории развития методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Литература: /14, с. 29-53/, /36, с. 13-27/.
Тихеева Е., Морозова М. Счет в жизни маленьких детей. - Л., Изд. музея «Дошк. жизнь ребенка»,
Современный детский сад /Сост. Тихеева Е. и др. – Л., Государственное издательство. – 1920.
Формированию математических представлений у детей способствовали: народные игры, наблюдения за трудом взрослых, помощь взрослым, устное народное творчество.
В 16-19 веках педагоги под влиянием практики пришли к выводу о необходимости специальной подготовки детей 4-7 лет к усвоению математики. Ими высказаны предложения о содержании и методах обучения детей в семье. Специальных пособий по математической подготовке они не разрабатывали, а включали свои идеи в книги по воспитанию и обучению.
В 16 веке И.Федоров опубликовал «Букварь», в котором был раздел посвященный началам математики. Впервые была выдвинута мысль об обучении счету в процессе специальных упражнений.
Я.А.Каменский – чешский педагог (17в.) - в произведении «Материнская школа» предлагал обучать детей 4-6 лет считать в пределах 20, сравнивать числа, применять меры измерения и знакомить детей с геометрическими фигурами.
И.Г.Песталоцци – швейцарский педагог (18в.) - в произведении «Как Гертруда учит своих детей» предлагал учить счету конкретных предметов, учить осознавать арифметические действия и определять время. Большое внимание уделял наглядности. Разработал систему обучения счету, в основе которой лежали число, форма и слово.
В России в 18 в. Л.Ф.Магницкий издал первую печатную русскую книгу «Арифметика». Предлагал обучать детей нумерации, выполнять арифметические действия, решать примеры и задачи без пояснения.
К.Д.Ушинский (19в.) предлагал обучать детей-дошкольников счёту отдельных предметов и групп, счёту десятками; выполнять арифметические действия.
Л.Толстой (в 19 веке) выпустил «Азбуку», в которой в разделе «Счет» рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами. Обучение предлагал осуществлять через игру.
Ф.Фребель в нач. 19 века создал пособие «Дары», в котором предлагал обучение счету через усвоение ряда чисел, ознакомление с геометрическими формами, величиной, ориентировкой в пространстве с помощью специальных дидактических пособий «Дары» (строительные детали).
М. Монтессори (конец 19 - нач.20 вв.) в книге «Дом ребенка» предложила специальный дидактический материал, с помощью которого формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, геометрических фигурах, величинах.
Монографический метод
Идея монографического метода принадлежит немецкому педагогу А.В.Грубе (19в., «Руководство к счислению в элементарной школе…»).
Его последователи:
- немецкий педагог В.А. Лай (к. 19 – н. 20в.) в «Руководстве к первоначальному обучению арифметике…»,
- В.А. Евтушевский (к. 19в.) «Методика арифметики»,
- Д.Л. Волковский (в 1914 г.) этот метод перенес в детский сад, издав книгу «Детский мир в числах».
В переводе монографический метод означает «описание числа». Суть метода состоит в следующем: т.к. дети способны воспроизвести группу предметов в пределах 100, то каждое число изучается путём рассматривания соответствующего количества точек (или чёрточек), сравнивается с другими числами (из каких чисел оно состоит, сколько раз в него вмещается то или иное число, на сколько оно больше или меньше других чисел). Арифметическим действиям детей не обучают, т.к. считается, что они сами вытекают из знания детьми состава чисел. Весь изучаемый материал располагался по числам и изучались все действия для каждого числа.
По сравнению с Грубе, Лай использовал специальные числовые фигуры, т.е. каждое число он изображал в удобной для восприятия форме, и считал, это если дети легко воспроизводят эти числовые фигуры, то они запомнили соответствующее число.
Евтушевский этот метод упростил, предлагая вести обучение в пределах 20 , а не 100.
Волковский рекомендовал этот метод для детей до школы, предлагая вести обучение в пределах 10.
В современной методике ознакомления с числами использованы положительные стороны монографического метода: воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счётных карточек, изучение состав числа.
Вычислительный метод
Вычислительный метод по-другому называется «метод изучения действий», который предполагает научить детей не только вычислять, но и понимать смысл этих действий. Детей обучали считать конкретные множества, усваивать нумерацию, а затем переводили к изучению арифметических действий и вычислительных приёмов. Т. е. обучение шло от практических действий с множествами к усвоению операции счёта и пониманию числа, а затем - усвоению понятия натурального ряда чисел и пониманию построения десятичной системы счисления. Обучение и пояснение велось по десятичным концентрам (сначала в пределах первого десятка, затем по аналогии – в пределах 20 и т.д.).
Этот метод предложили в конце 19 в.: П.С. Гурьев в России, А. Дистервег в Германии («Руководство к преподаванию арифметики малолетним детям»).
Их последователи в России: А.И. Гольденберг, С.И. Шохор-Троцкий, Ф.И. Егоров.
В современной методике ознакомления с числами использованы положительные стороны вычислительного метода: число как результат счёта, образование чисел на основе сравнения двух совокупностей и установления между ними взаимно однозначного соответствия, увеличение или уменьшение одного из них на 1, освоение действий сложения и вычитания.
Обучение математике в первых дошкольных учреждениях
в начале 20 века
В.А.Кемниц («Математика в детском саду», 1912 г.) изложила содержание и методы математического материала в форме бесед, игр, упражнений. В книге присутствуют все разделы современной программы.
Л.К.Шлегер («Особенности работы с детьми-семилетками», 1925 г.) предлагала давать детям не готовые знания, а развивать у них способность черпать эти знания из окружающей жизни самостоятельно. Считала, что воспитатель должен организовать жизнь детей, вызывать желание расширять свой опыт, углублять имеющиеся знания, что обучение должно осуществляться в процессе повседневной жизни игр детей. Она отрицала необходимость программы и специально-организованного обучения.
Ф.Н.Блехер создала первую в СССР программу и методическое пособие для воспитателей по дошкольной математике («Математика в детском саду и нулевой группе», 1934 г.). Считала, что дети должны воспринимать количество в пределах 10 без счета («схватывать числа»). Не подчеркивала отличие между конкретным множеством и отвлечённым понятием числа.
Л.В.Глаголева – в основе ее методики лежал монографический метод. До 40-х годов детей обучали счёту по методике Глаголевой. В её пособиях раскрыты содержание, методы и приёмы формирования у детей первоначальных представлений о числах, величинах и их измерении, делении целого на равные части.
Е.И. Тихеева об обучении математике дошкольников
По мнению Е.И.Тихеевой развитие математических представлений у ребенка должно происходить из его практических потребностей в нормальной, естественной жизни.
Однако, роль воспитателя при таком развитии очень велика и ответственна (вопреки утверждениям критиков Тихеевой).
Действительно,
- «взрослые должны обставить жизнь детей так, чтобы каждая способность каждого из них развивалась интенсивно и беспрепятственно, чтобы все их духовные запросы находили удовлетворение»,
- «взрослые должны быть незаметными пособниками и руководителями детей»,
- взрослые должны вводить в жизнь ребенка развивающий материал,
- взрослые должны следить за тем, на какой ступени развития находится каждый из детей, каков его запас сведений и представлений.
- взрослые должны использовать все возможности выдвигаемые жизнью для ФЭМП и в порядке простого непринужденного разговора использовать каждый из них соответственно той или иной цели,
- в играх-занятиях на первоначальном этапе взрослые должны сами принимать участие. При этом, чем больше взрослые вложат в игры жизни, подвижности, разнообразия, тем с большим интересом дети будут к ним относиться, тем интенсивнее будут развиваться. Однако взрослый должен предлагать ребенку задачу-игру «лишь тогда, когда убедится, что соответствующее представление уже усвоено ребенком путем наблюдения и действенного участия в жизни.
Воспитателю (да и всем взрослым) отводится очень сложная роль и при этом очень необходимая: без воспитателя ребенок не сможет развиваться.
Тихеева утверждала:
«Ребенок, играя, трудясь, живя и пользуясь самостоятельно каждым удобным случаем жизни, нами взрослыми, надлежащим образом обставленной, научится сам всему, чему ему надлежит в первые годы научиться. Усвоит то или другое познание именно тогда, когда его духовные интересы этого потребуют, и усвоит в том именно виде, в котором сама жизнь это знание перед ним представит.
Воспитателю надо быть осторожным и последовательным в своем методическом отношении к каждому из малышей, надо считаться с той ступенью развития, на которой каждый из них находится, спрашивать с каждого по силе его, но развитие этих детей будет шириться и углубляться помимо вас, не считаясь лишь с вашим личным воздействием.
Младшие дети наблюдают игры, занятия своих старших товарищей и усваивают невольно и незаметно так много, что принуждают вас перескакивать сразу через несколько ступеней той лестницы методических приемов, по которой вы имеете твердое намерение шествовать последовательно и планомерно. При таких условиях развитие каждого ребенка совершается строго индивидуально, соответственно интересам и духовным запросам каждого из них. Коллективные уроки стремятся к тому, чтобы все дети сразу и в одно и то же время усвоили то, что им на этих уроках преподносят: сегодня все познакомились с 1, через неделю узнают, как записать число 2 и т.п. В детском саду этого не должно быть.
Познания детей будут различны, степень их развития не одинакова, но это должно не пугать, а радовать сознательного воспитателя. «К душе навязываемое знание не пристанет», сказал Платон уже 4 века до н.э.
Коллективные же уроки в применении с маленьким детям неизбежно навязывают знание большинству из них. Единственно правильный путь тот, когда душа ребенка сама воспринимает то, до чего она доросла и чего она сама просит.
Вклад А.М.Леушиной
в разработку содержания, форм и методов формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
Начиная с 40-х годов 20 века благодаря исследованиям А.М.Леушиной
методика формирования математических представлений у детей дошкольного возраста получила научное и теоретическое обоснование.
Ею были раскрыты психолого-педагогические особенности восприятия математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста.
А.М.Леушиной были введены занятия как основная форма обучения детей математике в детском саду.
Ею были разработаны программа, содержание и методы работы с детьми
3-,4-,5- и 6-летнего возраста.
Методическая концепция формирования математических представлений у детей дошкольного возраста А.М.Леушиной заключается в следующем:
Сначала следует дочисловой период обучения, детей учат выполнять различные операции над множествами. От нерасчленённого восприятия множеств предметов детей необходимо переводить к выявлению его отдельных элементов путём их попарного сопоставления. Затем следует обучение детей счёту, которое базируется на сравнении двух групп предметов. Дети знакомятся с числом как результатом счёта, затем как характеристикой численности конкретной группы предметов. Затем усваивается последовательность чисел и отношения между ними. Представление о числе обобщается на основе сравнения нескольких групп предметов по признаку количества независимо от других признаков.
В 60-70 годы А.М.Леушиной и её последователями были разработаны содержание и методы формирования у детей пространственных и временных представлений, обучения измерению величины объектов.
Результаты научных исследований А.М.Леушиной отражены в её докторской диссертации «Подготовка детей к усвоению арифметического материала в школе» (1956), многочисленных учебных и методических пособиях, например: «Занятия по счету в детском саду» (1963), «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (1974).
- Т.С. Будько
- 1.Множество. Число. Счет
- 1.1. Из истории развития количественных представлений
- 1.1.1. Этапы исторического развития числа
- 1.1.2. Основные идеи количественной и порядковой теорий натурального числа
- 1.1.3. Нумерации
- 1.1.4. Системы счисления
- 1.2. Теория множеств
- 1.2.1. Множество. Отношения между множествами
- 1.2.2. Операции над множествами
- 1.2.3. Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 1.2.4. Отношения эквивалентности и порядка
- 1.2.5. Разбиение множества на классы
- 1.3. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- 1.3.4. Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 1.4. Методика формирования количественных представлений
- 1. Формирование умения группировать предметы (2- 6 лет)
- 2. Формирование представлений о множественности и единичности предметов (с 3 до 5 лет)
- 3. Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет)
- 4. Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия (c 3 до 6 лет)
- 5. Методика обучения счету (4 - 6 лет)
- 6. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет)
- 7 . Методика обучения порядковому счету (4 – 6 лет)
- 8. Методика ознакомления с цифрами (3 – 5 лет)
- 9. Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5 – 6 лет)
- 10. Формирование представлений о составе целого множества из частей (5 – 6 лет)
- 11. Формирование представлений об отношениях между числами (сравнение чисел) (4 – 6 лет)
- 12. Формирование понимания сохранения количества (4 – 6 лет)
- 13. Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (4 – 6 лет)
- 14. Обучение делению предметов на равные части (4 – 6 лет)
- 15. Различные подходы к содержанию и методам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 2. Величины. Сравнение. Измерение
- 2.1. Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 2.2. Понятие величины, свойства однородных величин
- 2.3. Возрастные особенности представлений о величине у детей 3- 6 лет
- 2.4. Методика формирования представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 1. Формирование умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (до 4 лет)
- 2. Формирование умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3 – 4 года)
- 3. Сравнение 2-х предметов по массе (3 – 5 лет)
- 4. Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе (2 – 6 лет)
- 5. Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет)
- 6. Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5 – 6 лет)
- 7. Развитие глазомера (4 - 6 лет)
- 8. Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям (5 – 6 лет)
- 9. Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5 – 6 лет)
- 10. Различные подходы к содержанию формирования представлений о величине у детей
- 3.1. Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 3.2. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 3.3. Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами и формой предметов
- 1 Этап (до 3-х лет)
- 2 Этап (3 – 6 лет)
- 3 Этап (5-6 лет). Задачи:
- Методика знакомства со свойствами геометрических фигур
- 1 Этап (1-3 года).
- 2 Этап (3-6 лет).
- 3 Этап (5-6 лет)
- Различные подходы к содержанию и методам формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 4. Ориентировка в пространстве
- 4.1. Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 4.2. Методика формирования умения ориентироваться в пространстве.
- 1. Формирование умения различать правую и левую стороны тела (3 – 4 года)
- 2. Формирование умения ориентироваться относительно себя (3 – 5 лет).
- 3. Формирование умения двигаться в заданном направлении (4 – 6 лет)
- 4. Формирование умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5 - 6 лет)
- 5. Формирование умения ориентироваться относительно других объектов (4 - 6 лет)
- 6. Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3 – 6 лет)
- 7. Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 8. Различные подходы к содержанию и методам формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 5. Ориентировка во времени
- 5.1. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 5.2. Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 5. 3. Методика формирования умения ориентироваться во времени
- 1 Этап. Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей
- 2 Этап (3 – 5 лет). Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени
- 3 Этап (4 – 6 лет). Формирование представлений о последовательности временных единиц
- 4 Этап (5 – 6 лет). Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год
- Методика формирования представлений о понятиях вчера, сегодня, завтра
- Различные подходы к содержанию и методам формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
- 6. Содержание формирования математических представлений у детей 3 - 6 лет
- 6.1. Общая характеристика содержания фэмп
- 6.2. Предлогическая подготовка
- 6.3. Докомпьютерная подготовка
- 7. Формы организации обучения детей математике
- 8. Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- 1) Число и вычисление.
- 1. Формирование понимания состава числа из 2-х меньших.
- 4. Обучение решению арифметических задач.
- 6. Запись цифр и знаков.
- 7. Знакомство со 2-м десятком.
- 2) Знакомство с величиной
- 2. Ознакомление с календарем, как системой мер времени.
- 3. Развитие чувства времени
- 9. Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- 10. Из истории развития методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
- 11. Психолого-педагогические исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников в последней четверти 20 века в России
- 12. Исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников белорусских педагогов
- 13. Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста