logo
3

4. Обучение решению арифметических задач.

Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

Виды задач:

  1. Задачи-драматизации (действующими лицами условий задачи являются дети), с таких задач необходимо начинать обучение.

  2. Задачи-иллюстрации (условие изображается на иллюстрациях или моделях).

  3. Устные задачи без наглядности.

Типы задач (в зависимости от выполняемых действий и вопросов):

  1. Задачи, в которых неизвестна сумма или разность (D+О=? О-D=?)

  2. Если неизвестно одно слагаемое или вычитаемое (D+?=О О-?=D)

  3. Задачи на разностные отношения (задаются вопросы: на сколько больше стало?)

Этапы и методы обучения решению задач.

1 этап. Детям предлагаются задачи-драматизации с опорой на реальные действия. На этом этапе ведется обучение составлению задач, в которых второе слагаемое или вычитаемое равно 1. Сначала учат детей составлять задачи на сложение, затем на вычитание.

Обучение начинается с пояснения структуры задачи, для этого можно использовать провокационные неправильные условия (от имени Незнайки). Дети часто допускают следующие ошибки:

а) пропускают вопрос, оставляя условие в виде рассказа,

б) в условие не включают числовые данные,

в) заменяют задачи загадками с числовыми данными.

2 этап. Детям предлагаются задачи-иллюстрации, в которых нет возможности сводить решение задачи к счёту по представлению. На этом этапе детей учат пояснять выбор арифметических действий.

Детям предлагаются задачи с одинаковыми числовыми данными, но на разные действия. Выясняется, почему здесь надо выполнять то или иное действие (добавили, увеличили или отняли, уменьшили). Детей подводят к выводу: если стало больше, то будем прибавлять, а если меньше – будем отнимать.

3 этап. Детей обучают составлению и решению задач, в которых второе слагаемое или вычитаемое больше 1, т.е. обучают приемам присчитывания и отсчитывания.

Например, предлагается задача: на озере плавало 4 утки, прилетело еще 3. Дети допускают ошибку - пересчитывают всех уток. Необходимо пояснить: нам известно, сколько было уток, их пересчитывать не надо, надо к тому количеству, что было, прибавить 3, последовательно присчитывая по 1 утке.

На 2-м и 3-ем этапах следует добиваться абстрагирования решения от конкретных множеств, т.е. дети подводятся к решению примера.

4 этап. Проводится обучение решению устных задач без наглядного материала. Используются вышеупомянутые приемы вычисления.

Педагог должен следить, чтобы дети не заменяли операцию вычисления операцией счета при решении арифметических задач. После получения ответа – необходимо задать вопрос детям «Как ты узнал?» Неправильным будет ответ «Посчитал», правильный ответ «К 5 прибавил 2».

5. Знакомство со знаками «<», «<», «=».

Вначале рекомендуется показывать отношения «больше» и «меньше» с помощью направленных стрелок:

1 2 3. Затем вводятся общепринятые знаки «>» и «<» .

Детям эти знаки можно пояснить следующим образом:

> узенький конец направлен к меньшему числу, а широкий конец к большему числу.

< раскрытый клювик направлен к большему числу.

Задание: расставить между цифрами знаки «>» и «<».

3

2

1

2

Знаки « >», «<» предназначены для письменной записи отношений «больше» и «меньше». Когда дети устно сравнивают какие-либо числа, слова «больше» и «меньше» не надо заменять знаками.