5.1. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
После долгих наблюдений за природными явлениями люди выделили для жизни и работы четыре часа: утро, день, вечер, ночь. В переводе слово утро означает время, когда запрягают быков, т.е. пора собираться на работу. А слово вечер переводится как тень – время распрягать быков. Утро, день, вечер и ночь вместе составляют сутки. А слово сутки происходит от старославянского «сутыкаться», т.е. соединяться. Значит сутки – это время, когда соединяются утро, день, вечер, ночь.
Человеку в древности надо было знать, сколько суток идет дождь, когда созревает урожай. И он стал их считать. Сначала количество дней отмечалось зарубками на палке или узелками на веревке. Потом начали считать дни на пальцах одной руки. Пять дней объединяли в одну неделю. Позже неделю стали считать из семи дней. Столько дней Месяц из тоненького серпа увеличивается до половины, а затем от половины – до целого, круглого Месяца. В древности цифру 7 почитали. Потому что на небе можно видеть 7 планет. В некоторых странах дни недели получили свое название в честь названий этих планет: понедельник – день Луны (Monday), вторник – день Марса, среда – день Меркурия, четверг – день Юпитера, Пятница – день Венеры, суббота – день Сатурна, воскресенье – день Солнца (Sunday).
В Белорусском языке семь дней недели имеют другие названия, которые произошли от порядковых числительных, порядка их следования друг за другом.
Нядзеля (Воскресенье) – день, когда ничего не делают; понедельник – день, который идет после нядзелi; вторник – второй день недели; среда – третий (средний); четверг – четвертый; пятница – пятый день недели; суббота – день, назван в честь праздника Сабот (свободный день).
Наблюдая за Месяцем, люди заметили, что он сначала показывается как тоненький серпик, через неделю становится полукругом, по прошествии недели - кругом, еще через неделю снова становится половинкой и через 7 дней серп практически исчезает (новолуние). Эти 4 недели они объединили и дали им название месяц. Каждый месяц получил также свое название.
В славянских языках названия месяцев происходят от характерных действий людей или явлений природы, происходящих в этот временной интервал в природе. Студзень (январь) – происходит от слов стужа, холод. Люты (февраль) – от слов лютый, холодный, морозный. Сакавiк (март) – от слова сок. В это время в деревьях начинается движение сока. Красавiк (апрель) – от слова краса, в этом месяце зацветают цветы, все вокруг красуется. Май, или травень, назван в честь богини Маи, в это время появляется трава, начинают пахать, сажать растения. Чэрвень (июнь) – название происходит от слова чырвоны, в этом месяце созревают (чырванеюць) ягоды. Липень (июль) – от слова липа, так как в это время цветут липы. Жнiвень (август) – от слова жниво, начинают собирать зерновые на полях. Верасень (сентябрь) – от слова вераc, пора цветения вереска, которого много в наших лесах. Кастрычнiк (октябрь) – название происходит от слова кастрыца, так называется часть стебля льна, которая остается после обработки этого растения, а в октябре как раз и обрабатывается лен. Лiстапад (ноябрь) – с деревьев опадают листья. Снежань (декабрь) – происходит от слова снежань, снег, когда снег прочно лежит на земле.
В русском и западноевропейских языках часть месяцев названо в честь богов (например, январь - в честь двуликого бога Януса), два месяца (июль и август – в честь императоров), а последние четыре месяца года сохранили свое название из григорианского календаря, и происходят от латинских числительных (например, сентябрь – от «septima»- седьмой).
Когда проходят все двенадцать месяцев, мы говорим, что прошел год. Слово год происходит от слов «термин», «время», «период». Но раньше, когда люди еще не научились делить год на месяцы, они поделили его на 4 части – зиму, весну, лето, осень.
Слово зима означает «мороз», «зимняя буря», а весна происходит от слова «рано». В переводе лето означает «чудесный», «теплое время», а осень – «жатва», «урожай». Издавна люди считали, что год начинается не зимой, как сейчас, а летом, и вместо слова год использовали лето. Потому и сейчас в русском языке есть такие обороты: Сколь лет прошло? Сколько тебе лет?
Со временем людям понадобились и более мелкие меры для измерения времени. Еще древние люди поделили сутки на часы. Первым приспособлением для измерения времени были солнечные часы. Они выглядели примерно так: на ровной площадке, которую освещало Солнце, рисовали круг с делениями на одинаковые расстояния один от одного, в центре ставили палочку, от которой на площадку падала тень. Так как Солнце не стоит на протяжении дня в одной точке, а двигается с востока на запад, то и тень от палочки также движется по кругу. По положению тени относительно делений определялось время. Тень в данном случае заменяла стрелку.
Шло время, и люди придумали новые часы: песочные, водяные, огненные. Сейчас же мы пользуемся механическими, электронными, кварцевыми и атомными часами.
- Т.С. Будько
- 1.Множество. Число. Счет
- 1.1. Из истории развития количественных представлений
- 1.1.1. Этапы исторического развития числа
- 1.1.2. Основные идеи количественной и порядковой теорий натурального числа
- 1.1.3. Нумерации
- 1.1.4. Системы счисления
- 1.2. Теория множеств
- 1.2.1. Множество. Отношения между множествами
- 1.2.2. Операции над множествами
- 1.2.3. Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 1.2.4. Отношения эквивалентности и порядка
- 1.2.5. Разбиение множества на классы
- 1.3. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- 1.3.4. Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 1.4. Методика формирования количественных представлений
- 1. Формирование умения группировать предметы (2- 6 лет)
- 2. Формирование представлений о множественности и единичности предметов (с 3 до 5 лет)
- 3. Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет)
- 4. Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия (c 3 до 6 лет)
- 5. Методика обучения счету (4 - 6 лет)
- 6. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет)
- 7 . Методика обучения порядковому счету (4 – 6 лет)
- 8. Методика ознакомления с цифрами (3 – 5 лет)
- 9. Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5 – 6 лет)
- 10. Формирование представлений о составе целого множества из частей (5 – 6 лет)
- 11. Формирование представлений об отношениях между числами (сравнение чисел) (4 – 6 лет)
- 12. Формирование понимания сохранения количества (4 – 6 лет)
- 13. Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (4 – 6 лет)
- 14. Обучение делению предметов на равные части (4 – 6 лет)
- 15. Различные подходы к содержанию и методам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 2. Величины. Сравнение. Измерение
- 2.1. Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 2.2. Понятие величины, свойства однородных величин
- 2.3. Возрастные особенности представлений о величине у детей 3- 6 лет
- 2.4. Методика формирования представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 1. Формирование умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (до 4 лет)
- 2. Формирование умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3 – 4 года)
- 3. Сравнение 2-х предметов по массе (3 – 5 лет)
- 4. Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе (2 – 6 лет)
- 5. Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет)
- 6. Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5 – 6 лет)
- 7. Развитие глазомера (4 - 6 лет)
- 8. Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям (5 – 6 лет)
- 9. Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5 – 6 лет)
- 10. Различные подходы к содержанию формирования представлений о величине у детей
- 3.1. Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 3.2. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 3.3. Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами и формой предметов
- 1 Этап (до 3-х лет)
- 2 Этап (3 – 6 лет)
- 3 Этап (5-6 лет). Задачи:
- Методика знакомства со свойствами геометрических фигур
- 1 Этап (1-3 года).
- 2 Этап (3-6 лет).
- 3 Этап (5-6 лет)
- Различные подходы к содержанию и методам формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 4. Ориентировка в пространстве
- 4.1. Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 4.2. Методика формирования умения ориентироваться в пространстве.
- 1. Формирование умения различать правую и левую стороны тела (3 – 4 года)
- 2. Формирование умения ориентироваться относительно себя (3 – 5 лет).
- 3. Формирование умения двигаться в заданном направлении (4 – 6 лет)
- 4. Формирование умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5 - 6 лет)
- 5. Формирование умения ориентироваться относительно других объектов (4 - 6 лет)
- 6. Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3 – 6 лет)
- 7. Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 8. Различные подходы к содержанию и методам формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 5. Ориентировка во времени
- 5.1. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 5.2. Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 5. 3. Методика формирования умения ориентироваться во времени
- 1 Этап. Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей
- 2 Этап (3 – 5 лет). Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени
- 3 Этап (4 – 6 лет). Формирование представлений о последовательности временных единиц
- 4 Этап (5 – 6 лет). Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год
- Методика формирования представлений о понятиях вчера, сегодня, завтра
- Различные подходы к содержанию и методам формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
- 6. Содержание формирования математических представлений у детей 3 - 6 лет
- 6.1. Общая характеристика содержания фэмп
- 6.2. Предлогическая подготовка
- 6.3. Докомпьютерная подготовка
- 7. Формы организации обучения детей математике
- 8. Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- 1) Число и вычисление.
- 1. Формирование понимания состава числа из 2-х меньших.
- 4. Обучение решению арифметических задач.
- 6. Запись цифр и знаков.
- 7. Знакомство со 2-м десятком.
- 2) Знакомство с величиной
- 2. Ознакомление с календарем, как системой мер времени.
- 3. Развитие чувства времени
- 9. Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- 10. Из истории развития методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
- 11. Психолого-педагогические исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников в последней четверти 20 века в России
- 12. Исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников белорусских педагогов
- 13. Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста