logo
3

Т.С. Будько

Конспекты лекций

по дисциплине

«Теория и методика

формирования элементарных математических представлений

у детей дошкольного возраста»

2005

АВТОР:

Будько Татьяна Степановна заведующая кафедрой методик дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат физико-математических наук, доцент.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Онискевич Т.С. - доцент кафедры естественно-математических дисциплинУчреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук;

Гусарова Л.Д. - доцент кафедры методик дошкольного образования

Учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат мед.наук.

РЕДАКТОР:

Леонюк Н.А. – доцент кафедры методик дошкольного образования

Учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук.

Рекомендовано Редакционно-издательским советом

Учреждения образования «Брестский государственный университет

имени А.С.Пушкина».

Конспекты лекций разработаны в соответствии с требованиями образовательного стандарта РД РБ 02100.5.096-98 на основе базовой учебной программы для обеспечения курса «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников».

Содержанием лекций предусмотрено: изучение теоретических основ методики формирования математических представлений; изучение возрастных особенностей развития у детей математических представлений; формирование у студентов умений и навыков организации работы по ознакомлению детей с математикой во всех возрастных группах дошкольного учреждения, знаниями вариантов методики формирования математических представлений у детей.

Всего предложено 13 лекционных тем, охватывающих около 90% программного материала по данному курсу. Для каждой темы указаны литературные источники. Некоторые темы представлены достаточно подробно, что позволит вынести их на самостоятельное изучение студентами.

Имеющаяся в конспектах лекций система гиперссылок позволяет быстро найти нужный материал.

Конспекты лекций предназначены для студентов факультетов дошкольного образования.

СОДЕРЖАНИЕ

Список литературы

  1. Множество. Число. Счет

    1. Из истории развития количественных представлений

Этапы исторического развития числа

Основные идеи количественной и порядковой теорий натурального числа.

Нумерации.

Системы счисления.

    1. Теория множеств

Множество. Отношения между множествами.

Операции над множествами.

Отношения между элементами множеств, свойства отношений.

Отношения эквивалентности и порядка

Разбиение множества на классы.

1.3. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей

    1. Методика формирования количественных представлений у детей 3-6 лет

Группировка элементов множества.

Формирование представлений о множественности и единичности предметов.

Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке

Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия.

Методика обучения количественному счету.

Методика обучения отсчитыванию предметов.

Методика обучения порядковому счету.

Методика ознакомления с цифрами.

Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5

Формирование представлений о составе целого множества из его частей.

Формирование представлений об отношениях между числами.

Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов.

Формирование понимания сохранения количества (4 – 6 лет).

Обучение делению предметов на равные части.

Различные подходы к содержанию и методам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста.

  1. Величины. Сравнение. Измерение

    1. Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин.

    2. Понятие величины, свойства однородных величин.

2.3. Возрастные особенности представлений о величине у детей 3-6 лет.

    1. Методика формирования представлений о величине у детей 3-6 лет

Формирование умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать.

Формирование умения сравнивать 2 предмета по величине при помощи приемов приложения и наложения.

Сравнение 2-х предметов по массе.

Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по величине.

Формирование умения сравнивать предметы с помощью условной мерки-посредника.

Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения.

Развитие глазомера.

Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям

Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы.

Различные подходы к содержанию формирования представлений о величине у детей.

  1. Формы предметов. Геометрические фигуры

3.1. Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение.

3.2. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей

3.3. Методика формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей 3-6 лет

Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами и формой предметов

Методика знакомства со свойствами геометрических фигур.

Различные подходы к содержанию и методам формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста.

  1. Ориентировка в пространстве

4.1. Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста

4.2. Методика формирования умения ориентироваться в пространстве

Формирование умения различать правую и левую стороны тела.

Формирование умения ориентироваться относительно себя.

Формирование умения двигаться в заданном направлении.

Формирование умения занимать положение в пространстве по заданному условию

Формирование умения ориентироваться относительно других объектов

Формирование умения ориентироваться в 2-хмерном пространстве

Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения.

Различные подходы к содержанию и методам формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

  1. Ориентировка во времени

5.1. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени.

5.2. Возрастные особенности развития у детей представлений о времени

5.3. Методика формирования умения ориентироваться во времени

Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей.

Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени

Формирование представлений о последовательности временных единиц.

Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год.

Методика формирования представлений о понятиях вчера, сегодня, завтра.

Различные подходы к содержанию и методам формирования временных представлений у детей дошкольного возраста.

6. Содержание формирования математических представлений у детей 3 - 6 лет

Общая характеристика содержания ФЭМП

Предлогическая подготовка

Докомпьютерная подготовка

7. Формы организации обучения детей математике

8. Содержание и методика работы по математике с детьми 6-летнего возраст.

Число и вычисление.

Измерение величин.

Геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка во времени.

9. Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях

10. Из истории развития методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

11. Психолого-педагогические исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников в последней четверти 20 века в России

12. Исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников белорусских педагогов

13. Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста

6

8

8

8

8

10

11

11

12

12

14

15

16

18

18

19

20

20

22

23

24

25

26

26

27

28

28

29

30

34

34

34

36

38

38

39

39

40

41

42

43

44

45

46

47

47

53

54

54

56

62

63

63

64

64

65

66

67

67

68

69

70

71

71

73

74

74

74

75

76

77

78

79

79

80

81

82

87

87

88

91

92

92

93

94

99

100

101

Список литературы

1. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет-форма-количество: Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста /Рус. Пер. под ред. В.В.Юртайкина. – М., 1984.

2. Будзько Т.С. Развіццё матэматычных уяўленняў у дашкольнікаў. – Мн., 1998.

3. Будько Т.С. Методические разработки конспектов комплексно-математических занятий для детей старшего дошкольного возраста. – Брест, 1996.

4. Волина В.В. Математика. – Екатеринбург, 1997.

5. Грин Г., Лаксон В. Введение в мир числа. – М., 1982.

6. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб, 1996.

7. Давайте поиграем /Под ред. А.Столяра. – М., 1991.

8. Доронова Т.М., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации. – М.: Просвещение, 1992.

9. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.

10. Ерофеева Т.И. и др. Математическая тетрадь для дошкольников. – М., 1992.

11. Житко И. и др. Гуляем, навучаем, развіваем, ці знаёмім дзяцей з матэматыкай. – Мн., 1997.

12. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. – М., 1984.

13. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. – М., 1987.

14. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1974.

15. Логика и математика для дошкольников /Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).

16. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М., 1984.

17. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. 2-е изд., доп. – М., 1985.

18. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.

19. Моро М.И. и др. Математика в картинках (Для занятий с детьми 5-6 лет). 2-е изд., испр. – М., 1986.

20. Материалы конференции «Использование игровых материалов при ФЭМП». – Л., 1985.

21. Математика до школы /Сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – СПб, 1998 (Библиотека программы «Детство»).

22. Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н.Иоффе. – СПб, 1997 (Библиотека программы «Детство»).

23. Педагогическая практика в группах дошкольного возраста: Учебно-методические рекомендации. – Брест, 2002.

24. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – М., 1990.

25. Папи Ф., Папи Ж. Дети и графы. – М., 1974.

26. Пралеска: Программа воспитания и обучения детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации /Под ред. Е.А.Панько. – Мн., 2000.

27. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и обучению детей в детском саду / Сост. Т.Н.Доронова. – М., 1996.

28. Рихтерман Т.Д. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1982.

29. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., 1992.

30. Смоленцова А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М., 1988.

31. Сай М.К., Удальцова Е.И. Математика в детском саду. – Мн., 1990.

32. Соловьева Е.В. Математика и логика для дошкольников. – М., 2000.

33. Тарабарина Т.И. Детям о времени. – Ярославль, 1996.

34. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. 2-е изд., испр. – М., 1980.

35. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М., 1982.

36. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под ред. А.Столяра. – М., 1988.

37. Фидлер М. Математика уже в детском саду. Перевод с польского О.А.Павлова. – М., 1981.