logo
3

1. Формирование понимания состава числа из 2-х меньших.

Рассмотрим состав числа 4. Для этого возьмем красные и синие кружочки.

Возможны следующие варианты:

4 синих.

3 синих и 1 красный. Вопросы: Сколько синих?

Сколько красных? Сколько вместе?

Вывод: 4 это 3 и 1.

2 синих и 2 красных. Вывод: 4 это 2 и 2.

1 синий и 3 красных. Вывод: 4 это 1 и 3.

4

1

2

3

Вставить число так, чтобы дополнить до 4.

2. Счет группами.Детям показывается, что в качестве единицы счета может быть не только 1, а любое число, можно считать десятками. «Сколько всего цветов в трех букетах по 5 цветочков?», «Сколько купили десятков яиц?»

3. Обучение сложению и вычитанию. Знакомство со знаками « + » и « - ».

Сначала проводятся практические действия по объединению и удалению части множества. А затем эти умения используются при решении задач. С действием сложения детей знакомят на основе решения нескольких задач на увеличение множества на один элемент по следующему алгоритму:

1. Выясняется: когда добавили, стало больше или меньше?

2. Вывод: если стало больше, будем говорить «прибавить».

3. Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько станет? (прибавить).

4. Действие, когда к одному числу прибавляем другое, называется сложением.

5. Предлагается детям придумать задачу на сложение.

Аналогично вводится действие вычитание.

Сначала знаки « + » и « - » не используется. Условные знаки вводятся на втором этапе.

Показывается, что в математике для записи решения задачи используются специальные знаки. Вместо слова «прибавить» используется знак «+»; вместо «отнять» - знак « - »; вместо «получится» - «=». Предлагаются упражнения для закрепления краткой записи решения задач.

1) Имеются карточки со знаками «+» и «-» , необходимо разложить их в соответствующие примеры:

3 1 = 4, 3 1 = 2.

2) Предлагается соединить стрелкой условие-иллюстрацию с цифровым примером.

Нельзя использовать знаки «+» и «-» при чтении условия и при устном решении задачи (можно только при записи).

Приемы вычислений.

1. Прием присчитывания (или отсчитывания) по единице. (Основывается на знании состава числа из отдельных единиц). Используя этот прием необходимо второе слагаемое (или вычитаемое) разбить на единицы и последовательно прибавить его к первому слагаемому (или отнять).

5+3=5+(1+1+1)= 6+1+1=7+1=8,

5-3=5-(1+1+1)=4-1-1=3-1=2.

2. Прием основывается на знании состава числа из двух меньших чисел. Состав числа в пределах 10 дети учат наизусть. Например, 4+3=7, т.к. 7 – это 3 и 4.

3. Свойство переместительности (коммутативности): а+b=b+а.