logo
3

3 Этап (4 – 6 лет). Формирование представлений о последовательности временных единиц

Методика для 3-го этапа (для всех временных единиц).

Вопросы: Какая пора года сейчас (какая была перед ней, какая наступит после)?

Может ли после ночи наступить вечер?

Если не задается начало отсчета, то некорректно спрашивать: Что наступает раньше ночь или вечер? (т.к. время не линейно).

Методика объяснения последовательности временных единиц (на примере времен года).

Перед детьми раскладываются 4 иллюстрации, на которых изображен один и тот же пейзаж, но в разные времена года.

Вопросы: Что нарисовано на 1-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает? Что изменится в природе потом?

Указываем на 2-ую карточку: Что нарисовано на 2-ой картинке? Как выглядит дерево? Во что одеты дети? Что они делают? Когда это бывает?

Подводим детей к выводу: значит, после зимы наступает весна.

Указываем на 3-тью (а затем на 4–ую) карточку и задаем аналогичные вопросы.

В конце делаем общий вывод: за зимой всегда наступает весна, за весной - лето, за летом – осень, за осенью - зима.

Игры: - «Продолжай». Ведущий называет временную единицу, а дети – следующую или предыдущую. Варианты: с мячом, без ведущего (мяч передается по кругу), дети стоят в шеренге – кто быстрее дойдет до ведущего.

- «Назови соседей» (с мячом, с карточками, с круговой моделью) – ведущий называет временную единицу, а дети называют предыдущую и последующую единицу времени.

Чтение произведений художественной литературы. Сказка «12 месяцев», стихотворения, мультфильмы, в которых идет речь о последовательности временных единиц.

Для того, чтобы дети ненавязчиво запомнили последовательность временных единиц, в группе должна использоваться постоянная наглядность. Для запоминания последовательности дней недели детям предлагается календарь недели – листочки разного цвета с цифрами от 1 до 7, на них еще может быть изображена деятельность присущая этому дню недели.

Детям показывается связь между названием дней недели и порядковыми числительными (1-й понедельник, 2-й вторник и т.д.).

В группе должен постоянно висеть иллюстрированный календарь года. Детей учат запоминать последовательность месяцев в каждом сезоне. Название месяцев по-русски дети запоминают труднее, а белорусские названия месяцев - легче, т.к. они связаны с конкретными явлениями природы и деятельностью людей.