15. Различные подходы к содержанию и методам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
Автор раздела «Математика» программы «Радуга» Е. Соловьева предлагает рассматривать число как свойство равночисленных множеств, и предлагает знакомить детей с числом, как с некоторой идеей. Дети знакомятся с мифами о числе, с древними изображениями числа, прослушивают соответствующие музыкальные интервалы, ищут в окружающем мире предметы и явления, соответствующие каждому числу. Детям предлагаются театрализованные сказки о каждом числе. Дошкольники изображают число в продуктивных видах деятельности (лепят, рисуют, делают аппликации на тему числа).
В «Радуге» не показывается связь числа с предыдущим и последующим числом, а также образование каждого числа.
В некоторых пособиях (например, Марии Фидлер) предлагается иное изображение числа, отличное от цифр. С помощью палочек Кьюизинера (цветных чисел) возможно формирование представлений о числе как величине. Цветные числа представляют собой полоски или столбики разной длины, разного цвета, причем, и длина, и цвет подобраны не случайным образом.
Единица имеет длину 1 см; двойка – 2 см; …; десятка – 10 см.
1 – белая; 7 – черная, 2, 4, 8 – голубая, синяя, фиолетовая (кратные 2),
3, 6, 9 – желтые тона (кратные 3), 5, 10 – красная; оранжевая (кратные 5).
С помощью этих палочек дети, не зная цифр, могут научиться всем арифметическим действиям, составляя одно число из других. К сожалению палочки Кьюизинера не разделены на единичные интервалы, и по внешнему виду одной палочки нельзя сразу сказать, какое это число.
Цветные числа активно используются в программе «Детство».
В этих же пособиях рассматривается такой дидактический материал, как вертикальные счеты, с помощью которых число предстает перед детьми и как количество, и как величина. Этот материал используется в программе «Детство».
М. Монтессори в свое время предложила следующий дидактический материал для формирования количественных представлений:
- цветные штанги (разделены на единичные отрезки),
- золотой счетный материал (желтые бусины вразброс (единицы), на стержне по 10 бусин (десятки); в пластину собраны – 10 десятков (сотня); 10 пластин собраны в куб (тысяча)).
Глен Доман предполагает, что дети запоминают с раннего детства любые количества по-разному расположенные в пространстве (с помощью точек и кружочков). Причем дети путем «схватывания» количества могут запоминать все арифметические действия. Предположение основано на идее монографического метода (немецкого педагога Грубе, 19 век).
Близка по смыслу идея обучения счету и вычислениям Н.Зайцева. Он предлагает по несколько раз в день, систематически обращать внимание детей на изображения чисел и действий над числами. Педагог проговаривает арифметические действия и просит детей повторить, пропеть. По методике Зайцева важна постоянная опора на наглядность, поэтому в группе на стенах висят таблицы «Стосчет». Дети до школы могут освоить счет в пределах 100.
Близка к этой методике и точка зрения Б. Никитина. Для обучения счету он предлагает развивающие игры и специальный дидактический материал (таблица сотни и таблица Пифагора).
Принципы формирования представлений о числе по мнению Никитина следующие:
- постоянная наглядность,
- запись чисел и численных изображений в определенном порядке и форме,
- привитие интереса к играм «Таблица сотни» и «Таблица Пифагора» (без механического перечитывания).
Программой «Радуга» предусмотрено ознакомление детей с действиями умножения и деления. Но предлагается знакомство не с операциями деления и умножения, а с действиями, связанными с увеличением или уменьшением количества конкретных предметов. Предлагается разделить определенное количество игрушек между двумя или тремя детьми, или разделить предмет на 2 (или 3) части; увеличить количество предметов вдвое, втрое. Такие действия дети могут освоить в 5-6 лет (раздавая по одной конфете).
Что касается деления предметов на равные части, то следует понимать, что деление на 2, 4, 8, 16 равных частей производится путем сгибания каждый раз пополам, а деление на 3, 6, 9 частей возможно только с помощью трафарета или транспортира.
В программе «Радуга» сформулирована задача по ознакомлению детей с дробными числами. Однако, предлагается лишь обучение делению предмета на равные части и называние этих частей. В методике Никитина представлена игра «Дроби», с помощью которой детей можно научить называть и сравнивать части целого и сформировать понимание того, что чем большее число стоит в знаменателе, тем эта часть меньше, чем на большее количество частей мы разделим предмет, тем меньше одна часть.
Программой «Радуга» также предусмотрено знакомство с отрицательными числами и изображение значения этих чисел на числовой прямой.
С отрицательными числами дети могут познакомиться опосредованно через измерения температуры на термометре. Например, в книге Никитина /24/ предложена игра «Термометр» (с красно-синей шкалой). Из истории математики следует, что отрицательные числа появились как долг в процессе торговли.
С целью корректировки встречающихся ошибок (в некоторых программах и пособиях для родителей и воспитателей), следует учитывать следующее:
- В дошкольном возрасте нельзя начинать с устных задач, а необходимо - с задач-драматизаций, а затем задач-иллюстраций. В качестве 2-го слагаемого или вычитаемого должна быть вначале только 1. Важно, чтобы дети и воспитатели не забывали ставить вопрос в задачах. Важно следить, чтобы дети вычисляли, а не вели простое сосчитывание.
- Необходимо помнить, что результатом операции над числами является число, а результатом операции над множествами является множество.
- Т.С. Будько
- 1.Множество. Число. Счет
- 1.1. Из истории развития количественных представлений
- 1.1.1. Этапы исторического развития числа
- 1.1.2. Основные идеи количественной и порядковой теорий натурального числа
- 1.1.3. Нумерации
- 1.1.4. Системы счисления
- 1.2. Теория множеств
- 1.2.1. Множество. Отношения между множествами
- 1.2.2. Операции над множествами
- 1.2.3. Отношения между элементами множества. Свойства отношений
- 1.2.4. Отношения эквивалентности и порядка
- 1.2.5. Разбиение множества на классы
- 1.3. Возрастные особенности развития количественных представлений у детей
- 1.3.4. Развитие представлений о натуральном ряде чисел
- 1.4. Методика формирования количественных представлений
- 1. Формирование умения группировать предметы (2- 6 лет)
- 2. Формирование представлений о множественности и единичности предметов (с 3 до 5 лет)
- 3. Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет)
- 4. Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия (c 3 до 6 лет)
- 5. Методика обучения счету (4 - 6 лет)
- 6. Методика обучения отсчитыванию предметов (4 – 6 лет)
- 7 . Методика обучения порядковому счету (4 – 6 лет)
- 8. Методика ознакомления с цифрами (3 – 5 лет)
- 9. Формирование представлений о составе числа из отдельных единиц в пределах 5 (5 – 6 лет)
- 10. Формирование представлений о составе целого множества из частей (5 – 6 лет)
- 11. Формирование представлений об отношениях между числами (сравнение чисел) (4 – 6 лет)
- 12. Формирование понимания сохранения количества (4 – 6 лет)
- 13. Обучение счету предметов с помощью различных анализаторов (4 – 6 лет)
- 14. Обучение делению предметов на равные части (4 – 6 лет)
- 15. Различные подходы к содержанию и методам формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста
- 2. Величины. Сравнение. Измерение
- 2.1. Этапы исторического развития способов измерения величин. Происхождение названий единиц измерения величин
- 2.2. Понятие величины, свойства однородных величин
- 2.3. Возрастные особенности представлений о величине у детей 3- 6 лет
- 2.4. Методика формирования представлений о величине предмета и измерении величин у детей дошкольного возраста
- 1. Формирование умения использовать правильные названия конкретных протяженностей и правильно их показывать (до 4 лет)
- 2. Формирование умения сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте, толщине при помощи приемов приложения и наложения (3 – 4 года)
- 3. Сравнение 2-х предметов по массе (3 – 5 лет)
- 4. Формирование умения упорядочивать более 2-х предметов по размеру и массе (2 – 6 лет)
- 5. Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью условной мерки-посредника (5 – 6 лет)
- 6. Формирование умения сравнивать и измерять предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения (5 – 6 лет)
- 7. Развитие глазомера (4 - 6 лет)
- 8. Формирование умения сравнивать предметы по трем измерениям (5 – 6 лет)
- 9. Формирование понимания неизменности (сохранения) величины объекта (массы, длины, площади, объема) при изменении его формы (5 – 6 лет)
- 10. Различные подходы к содержанию формирования представлений о величине у детей
- 3.1. Из истории развития геометрии. Происхождение названий геометрических фигур и их определение
- 3.2. Возрастные особенности развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах у детей
- 3.3. Методика ознакомления с геометрически фигурами и формой предметов Этапы ознакомления детей с геометрически фигурами и формой предметов
- 1 Этап (до 3-х лет)
- 2 Этап (3 – 6 лет)
- 3 Этап (5-6 лет). Задачи:
- Методика знакомства со свойствами геометрических фигур
- 1 Этап (1-3 года).
- 2 Этап (3-6 лет).
- 3 Этап (5-6 лет)
- Различные подходы к содержанию и методам формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста
- 4. Ориентировка в пространстве
- 4.1. Возрастные особенности развития пространственных представлений у детей раннего и дошкольного возраста
- 4.2. Методика формирования умения ориентироваться в пространстве.
- 1. Формирование умения различать правую и левую стороны тела (3 – 4 года)
- 2. Формирование умения ориентироваться относительно себя (3 – 5 лет).
- 3. Формирование умения двигаться в заданном направлении (4 – 6 лет)
- 4. Формирование умения занимать положение в пространстве по заданному условию (5 - 6 лет)
- 5. Формирование умения ориентироваться относительно других объектов (4 - 6 лет)
- 6. Формирование умения ориентироваться в двухмерном пространстве (3 – 6 лет)
- 7. Знакомство с некоторыми правилами дорожного движения
- 8. Различные подходы к содержанию и методам формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста
- 5. Ориентировка во времени
- 5.1. Из истории способов измерения времени. Происхождение названий единиц измерения времени
- 5.2. Возрастные особенности развития у детей представлений о времени
- 5. 3. Методика формирования умения ориентироваться во времени
- 1 Этап. Введение названий временных единиц в пассивный словарь детей
- 2 Этап (3 – 5 лет). Ознакомление с характерными свойствами единиц измерения времени
- 3 Этап (4 – 6 лет). Формирование представлений о последовательности временных единиц
- 4 Этап (5 – 6 лет). Ознакомление с обобщающими временными единицами: сутки, неделя, год
- Методика формирования представлений о понятиях вчера, сегодня, завтра
- Различные подходы к содержанию и методам формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
- 6. Содержание формирования математических представлений у детей 3 - 6 лет
- 6.1. Общая характеристика содержания фэмп
- 6.2. Предлогическая подготовка
- 6.3. Докомпьютерная подготовка
- 7. Формы организации обучения детей математике
- 8. Содержание и методы работы по математике с детьми 6-летнего возраста
- 1) Число и вычисление.
- 1. Формирование понимания состава числа из 2-х меньших.
- 4. Обучение решению арифметических задач.
- 6. Запись цифр и знаков.
- 7. Знакомство со 2-м десятком.
- 2) Знакомство с величиной
- 2. Ознакомление с календарем, как системой мер времени.
- 3. Развитие чувства времени
- 9. Преемственность в обучении математике в начальной школе и дошкольных учреждениях
- 10. Из истории развития методики формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
- 11. Психолого-педагогические исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников в последней четверти 20 века в России
- 12. Исследования в области теории и методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников белорусских педагогов
- 13. Взгляды педагогов-новаторов на обучение математике детей дошкольного возраста