logo
psiho

14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.

Эмоции – элементарная форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям деятельности, отличающаяся непосредственным и пристрастным характером и обусловленная актуальными потребностями субъекта.

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности , характеризующаяся относительной устойчивостью и возникающая при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей.

Немецкий философ Кант делил эмоции на стенические и астенические . Стенические эмоции стимулируют деятельность , увеличивают энергию и напряжение сил человека . И наоборот . когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – это астеническаие эмоции. Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трём прарметрам :1.удовольстиве – неудовольствие.2.Напряжение – разряжение.3.возбуждение – торможение.

Американский исследователь эмоций К. Изард считает что существую фундаментальные и производные эмоции. К фундаментальным эмоциям учёный отнёс : Интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства. Сочетание двух несогласованных , потиворечивых , эмоциональных отношений получило название – амбивалентности.

Классификация чувств. В зависимости от высших потребностей чувства подразделяются на нравственные , эстетические и интеллектуальные.

Нравственные чувства – чувства переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Появление этих чувств предполагает что человеком усвоены нравственные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга , гуманность, доброжелательность , любовь, эмпатию. Соответственно к аморальным чувствам относят жадность . эгоизм , жестокость.

Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей , искусстве.

Интеллектуальные чувства переживания возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека , но и стимулируют её, влияют на скорость и продуктивность мышления , содержательность и точность знания. Эти чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности . к интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора.