3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
Индивид- единичный, отдельный представитель человеческого рода.
Личность- человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деят-ти.
В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педаг-й и др. науками. Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обучения, в процессе взаимоотношений.
Индивидуальность- сочетание психологических особенностей человека, определяющее его своеобразие и отличие от других людей.
Признаки личности:
- включенность в общественные отношения
- участие в совместной деят-ти
- активность во взаимодействии с внеш. средой (личность изменяет окруж.мир в соответствии со своими потребностями, ценностями, убеждениями)
- развитое самосознание ( личность управляет своей жизнью благодаря развитию самосознания; оно позволяет действовать человеку осознанно и в соответствии со своими целями).
В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой стр-ра личности.
К.К. Платонов:
- подстр-ра направленности
- подстр-ра социального опыта
- подстр-ра форм отражения
- биологически обусловленная подстр-ра
5.Изложить сущность понятия «внимание» и его физиологических основ. Охарактеризовать основные свойства и виды внимания. Определить условия успешного формирования произвольного внимания в процессе обучения и воспитания.
Внимание- направленность и сосредоточенность психики(сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
В зависимости от объекта различают внешнее ( направленное на внешние окруж.предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание.
Виды внимания:
непроизвольное (непреднамеренное) внимание
произвольное (преднамеренное) вним-е
послепроизвольное вним-е
Непроизвольное вним-е возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на 2 группы:
внешние причины ( сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).
внутренние причины ( интересы; настроение; переживания; потребности человека).
Произвольное вним-е возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.
Условиями возникновения произволного вним-я являются:
- осознание обязанности в выполнении данной дет-ти;
- отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.
Послепроизвольное вним-е – вним-е, вазникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направленность на основе возникновения интереса к самому процессу деят-ти. Роль этого вида вним-я в любой деят-ти очевидна- человек испытывает удовлетворения от хода деят-ти и достигает поставленной цели.
Физиологические основы вним-я. Внимание имеет рефлекторную природу. Для понимания его физиолог-х основ важен установленный И.П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно ему процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга. Возникший очаг возбуждения Павлов назвал «оптимальным», т.е. наиболее благоприятным для протекания психических процессов для познавательной и творческой деят-ти. Следовательно, физиол.основа вним-я – наличие в коре головного мозга оптимального возбуждения и торможения других участков.
Свойства внимания:
- концентрация ( удерживание вним-я на объекте или деят-ти при отвлечении от всего остального; глубокий действенный интерес к деят-ти, событию или факту; сила оптимального очага возбуждения и сила индуцированного им тормозного поля)
- устойчивость ( длит-ть удерживания вним-я на объекте или деят-ти; активная разнообразная деят-ть с объетом; преодоление трудностей,подкрепленное положит. эмоциями; очаг макс-го возбуждения достаточно устойчив или колеблется в пределах участков, регулирующих одну деят-ть)
- объем ( кол-во одновременно воспринимаемых объектов; объед-е объектов по смыслу,наличие опыта; расшир-е участка оптимального очага возбуждения-увеличение объема вним-я, концентрация оптим-го очага возбуждения-сужение объема)
- распределение ( одновременное вним-е к 2-м или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними; освоение одной деят-ти,привычности,легкости ее выполнения; наличие опыта; концентрация вним-я на основной деят-ти; привычная деят-ть, не вызывающая особых затруднений, может управляться участками коры, находящимися в известной степени торможения)
- переключение ( произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деят-ти на др. в связи с постановкой новой задачи; индивид-е особенности, зависимость от подвижности нервных процессов;способность человека к волевому усилию; перемещение по коре гол.мозга оптимального очага возбуждения).
6.Охарактеризовать ощущение как простейший познавательный психический процесс, описать его физиологические основы. Представить классификацию видов ощущений. Дать сравнительную характеристику процессов ощущения и восприятия.
Ощущение – познавательный процесс, при котором в рез-те непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.
Процесс ощущения связан с воздействием разнообразных свойств внешней среды на органы чувств. При ощущении происходит отражение отдельных свойств предметов : каждый орган чувства способен воспринимать только раздражители одного вида. Основная жизненная роль ощущений связана с доведением до центральной нервной системы информации о состоянии внешней и внутренней среды.
Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Показано, что по своей сути ощущения являются целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. Павлов ввёл понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.
Анализатор – нервное образование , осуществляющее восприятие , анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.
Виды ощущений : 1. Экстероцептивные – это ощущения возникающее при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности теля. В свою очередь экстроцептивные ощущения включают 2 подгруппы : - контактные - дистантные. К контактным ощущениям относят вкусовые и осязательные, к дистантным – слух и зрение. 2. Интероцептивные – ощущения сигнализирующее о состоянии внутренних процесоов организма. Интероцептивные ощущения наименее осознанны, но в тоже время они в значительной степени определёют психоэмоциональное состояние человека. 3.Проприоцептивные – ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве. Распологаются проприоцепторы в мышцах, сухажилиях и суставах. Благодаря имчеловек управляет своими движениями и координирует их.
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.