logo
psiho

3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).

Индивид- единичный, отдельный представитель человеческого рода.

Личность- человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деят-ти.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педаг-й и др. науками. Личность формируется в процессе усвоения человеком общественно-исторического опыта человечества под влиянием воспитания, обучения, в процессе взаимоотношений.

Индивидуальность- сочетание психологических особенностей человека, определяющее его своеобразие и отличие от других людей.

Признаки личности:

- включенность в общественные отношения

- участие в совместной деят-ти

- активность во взаимодействии с внеш. средой (личность изменяет окруж.мир в соответствии со своими потребностями, ценностями, убеждениями)

- развитое самосознание ( личность управляет своей жизнью благодаря развитию самосознания; оно позволяет действовать человеку осознанно и в соответствии со своими целями).

В отечественной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой стр-ра личности.

К.К. Платонов:

- подстр-ра направленности

- подстр-ра социального опыта

- подстр-ра форм отражения

- биологически обусловленная подстр-ра

5.Изложить сущность понятия «внимание» и его физиологических основ. Охарактеризовать основные свойства и виды внимания. Определить условия успешного формирования произвольного внимания в процессе обучения и воспитания.

Внимание- направленность и сосредоточенность психики(сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

В зависимости от объекта различают внешнее ( направленное на внешние окруж.предметы и явления) и внутреннее (направленное на собственные мысли, чувства и переживания) внимание.

Виды внимания:

  1. непроизвольное (непреднамеренное) внимание

  2. произвольное (преднамеренное) вним-е

  3. послепроизвольное вним-е

Непроизвольное вним-е возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Поэтому его часто называют пассивным или вынужденным вниманием. В основе возникновения непроизвольного внимания лежат разные причины, которые условно можно разделить на 2 группы:

  1. внешние причины ( сила и неожиданность раздражителя; новизна, необычность, контрастность раздражителя; подвижность раздражителя).

  2. внутренние причины ( интересы; настроение; переживания; потребности человека).

Произвольное вним-е возникает вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий.

Условиями возникновения произволного вним-я являются:

- осознание обязанности в выполнении данной дет-ти;

- отчетливое понимание и внутреннее принятие конкретной задачи.

Послепроизвольное вним-е – вним-е, вазникающее на основе произвольного, после него, не требующее волевых усилий и сохраняющее направленность на основе возникновения интереса к самому процессу деят-ти. Роль этого вида вним-я в любой деят-ти очевидна- человек испытывает удовлетворения от хода деят-ти и достигает поставленной цели.

Физиологические основы вним-я. Внимание имеет рефлекторную природу. Для понимания его физиолог-х основ важен установленный И.П. Павловым закон индукции нервных процессов. Согласно ему процессы возбуждения, возникающие в одних участках коры головного мозга, вызывают тормозные процессы в других участках мозга. Возникший очаг возбуждения Павлов назвал «оптимальным», т.е. наиболее благоприятным для протекания психических процессов для познавательной и творческой деят-ти. Следовательно, физиол.основа вним-я – наличие в коре головного мозга оптимального возбуждения и торможения других участков.

Свойства внимания:

- концентрация ( удерживание вним-я на объекте или деят-ти при отвлечении от всего остального; глубокий действенный интерес к деят-ти, событию или факту; сила оптимального очага возбуждения и сила индуцированного им тормозного поля)

- устойчивость ( длит-ть удерживания вним-я на объекте или деят-ти; активная разнообразная деят-ть с объетом; преодоление трудностей,подкрепленное положит. эмоциями; очаг макс-го возбуждения достаточно устойчив или колеблется в пределах участков, регулирующих одну деят-ть)

- объем ( кол-во одновременно воспринимаемых объектов; объед-е объектов по смыслу,наличие опыта; расшир-е участка оптимального очага возбуждения-увеличение объема вним-я, концентрация оптим-го очага возбуждения-сужение объема)

- распределение ( одновременное вним-е к 2-м или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними; освоение одной деят-ти,привычности,легкости ее выполнения; наличие опыта; концентрация вним-я на основной деят-ти; привычная деят-ть, не вызывающая особых затруднений, может управляться участками коры, находящимися в известной степени торможения)

- переключение ( произвольное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деят-ти на др. в связи с постановкой новой задачи; индивид-е особенности, зависимость от подвижности нервных процессов;способность человека к волевому усилию; перемещение по коре гол.мозга оптимального очага возбуждения).

6.Охарактеризовать ощущение как простейший познавательный психический процесс, описать его физиологические основы. Представить классификацию видов ощущений. Дать сравнительную характеристику процессов ощущения и восприятия.

Ощущение – познавательный процесс, при котором в рез-те непосредственного воздействия раздражителей на органы чувств происходит отражение отдельных свойств предметов объективного мира.

Процесс ощущения связан с воздействием разнообразных свойств внешней среды на органы чувств. При ощущении происходит отражение отдельных свойств предметов : каждый орган чувства способен воспринимать только раздражители одного вида. Основная жизненная роль ощущений связана с доведением до центральной нервной системы информации о состоянии внешней и внутренней среды.

Физиологические основы ощущения глубоко и системно исследованы в рамках рефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Показано, что по своей сути ощущения являются целостным рефлексом, объединяющим периферические и центральные отделы нервной системы. Павлов ввёл понятие «анализатор» и показал, что деятельность анализаторов раскрывает физиологический механизм возникновения ощущений.

Анализатор – нервное образование , осуществляющее восприятие , анализ и синтез действующих на организм внешних и внутренних раздражителей.

Виды ощущений : 1. Экстероцептивные – это ощущения возникающее при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности теля. В свою очередь экстроцептивные ощущения включают 2 подгруппы : - контактные - дистантные. К контактным ощущениям относят вкусовые и осязательные, к дистантным – слух и зрение. 2. Интероцептивные – ощущения сигнализирующее о состоянии внутренних процесоов организма. Интероцептивные ощущения наименее осознанны, но в тоже время они в значительной степени определёют психоэмоциональное состояние человека. 3.Проприоцептивные – ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве. Распологаются проприоцепторы в мышцах, сухажилиях и суставах. Благодаря имчеловек управляет своими движениями и координирует их.