logo
psiho

Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.

Возраст- определенный этап в развитии человека ,который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическим особенностями.

В основе лежат 3 критерия:

  1. Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития.

  2. Новообразование – новые, качественносвоеобразные образования,возникающие к концу возрастного периода.

  3. Ведущий вид деятельности – осн. вид деятельности человека , выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных новообразований на опред.стадии развития.

Эльконин рассматривал ребенка как личность, активно познающую окр.мир- мир предметов и челов.отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деят-тях разного типа. Среди видов ведущей деят-ти Эльконин выделяет 2 группы. В первую группу входят деят-ти, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию,но представляют собой деят-ти одного типа ,имеющие дело с системой отношений «ребенок- взрослый». Вторую группу составляют ведущие деят-ти , благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деят-ть ребенка младшего возраста, учебная деят-ть младшего школьника и учебно-профессиональная деят-ть старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок-предмет».

Периоды: 1. Младенческий возраст(до 1 года) ; 2. Раннее детство ( 1-3 года ); 3.Дошкольный возраст ( 3-6(7) лет); 4. Младший школьный возраст ( 6(7)-10(11) лет);

  1. Подростковый возраст (11-14);6. Ранняя юность( 15-17).