Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
Возраст- определенный этап в развитии человека ,который характеризуется специфическими особенностями формирования организма и личности и относительно устойчивыми морфофизиологическими и психологическим особенностями.
В основе лежат 3 критерия:
Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обуславливают динамику психического развития.
Новообразование – новые, качественносвоеобразные образования,возникающие к концу возрастного периода.
Ведущий вид деятельности – осн. вид деятельности человека , выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных новообразований на опред.стадии развития.
Эльконин рассматривал ребенка как личность, активно познающую окр.мир- мир предметов и челов.отношений. Эти системы отношений осваиваются ребенком в деят-тях разного типа. Среди видов ведущей деят-ти Эльконин выделяет 2 группы. В первую группу входят деят-ти, которые ориентируют ребенка на нормы отношений между людьми. Это непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Они значительно отличаются друг от друга по содержанию,но представляют собой деят-ти одного типа ,имеющие дело с системой отношений «ребенок- взрослый». Вторую группу составляют ведущие деят-ти , благодаря которым усваиваются способы действий с предметами: предметно-манипулятивная деят-ть ребенка младшего возраста, учебная деят-ть младшего школьника и учебно-профессиональная деят-ть старшеклассника. Деятельности второго типа имеют дело с системой отношений «ребенок-предмет».
Периоды: 1. Младенческий возраст(до 1 года) ; 2. Раннее детство ( 1-3 года ); 3.Дошкольный возраст ( 3-6(7) лет); 4. Младший школьный возраст ( 6(7)-10(11) лет);
Подростковый возраст (11-14);6. Ранняя юность( 15-17).
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.