15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
Основные эмоциональные состояние: Аффект – это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние , связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением функционирования внутренних органов.Он возникает резко , хотя действие обстоятельств, приводящих к аффекту, может накапливаться . В состоянии аффекта у человека резко изменяются показатели внимания, сознание суживается.
Настроение – сравнительно продолжительные устойчивые переживания умеренной или слабой интенсивности, определяющие эмоц-ый фон жизнедеят-ти человека в течении относительно длительного времени. Настроение является реакцией не на само событие , а на значение этого события для человека. Настроение оказывает сильное влияние на деят-ость, поэтому любому человеку, а особенно учителю необходимо уметь управлять своим настроением.
Стресс – состояние психического напряжения, возникающее в ответ на неблогоприятные, значительные по силе и продолжительности внещние и внутренние воздействия.
Выделяют физиологические и психологические стрессы.К наиболее распространённым причинам стрессов относят : -влияние окр. Среды, - нагрузки повышенной интенсивности, -монотонность в трудовой деят-ти и эмоц-ых контактах, - повседневне раздрожители, - личностная дисгармония, - ситуации неопределённости или конкретной угрозы. Стресс частно связан с состоянием, возникающим в затруднгительных ситуациях. Которая в псих-ии обозначается фрустрацией .
Фрустрация – эмоциональное состояние . вызываемое объективно непреодалимыми трудностями , возникающими на пути к достижению цели или решению задачи. Фрустрация проявляется в отрицательных эмоциях: гневе. Раздражении, растерянности. Важнейшая задача для достижения высоких рез-ов профессиональной деят-ти - повышение устойчивости к затруднениям.
Эмоциональное развитее ребёнка происходит постепенно, в перую очередь – в процессе общения , а так же различных видах деятельности – игре, учении, труде. В школьном возрасте наиболее значительные изменения эмоциональной сферы происходит в учебной деятельности – ведущем виде деятельности в этом возрасте. В процессе обучения изменяется содержание чувств школьника и идёт их дальнейшее развитие в плане всё большей осознанности, сдержанности, устойчивости.Для младших школьников характерна импульсивность, однако к подростковому возрасту они всё в большей степени приучаются произвольно контролировать выражения своих эмоц-ых переживаний.
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.