logo
psiho

2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.

Существуют различные классификации методов психологии . Одной из наиболее популярных является классификация Б.Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии

1 группа – организационные методы (определяют общий способ организации психологического исследования . К ним относятся сравнительный лонгетюдный и комплексный методы)

2 группа – эмпирические методы (позволяют получить первичные данные об изучаемом явлении . К ним относят наблюдение , эксперимент, а так же тесты , анкеты , опросники, социометрия , нитервью , беседа и т.д. )

3 группа – методы обработки данных ( подразумевают проведение количественного и качественного анализа первичных данных)

4 группа – инетпритационные методы ( различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставления с раннее установелнными фактами. Выделяют генетический способ интерпритации и структурный способ).

5 группа – методы психологического воздействия ( специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью)

Наблюдения – один из основных методов сбора первичной информации состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определённых условиях.

Принято различать включённое и невключённое наблюдение . Включённое – наблюдатель включён в деятельность группы, за которой ведётся наблюдение на правах её члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя. Невключённое – наблюдение ведётся со стороны. Оно может быть как скрытым так и открытым. Скрытые наблюдения нарушают права личности.

По степени стандартизации различают неформализованные и формализованные наблюдения.

Выделяют так же полевое и лабораторное наблюдения

Процедура наблюдения складывается изслед. Этапов :

-1. Определение цели

-2. Выборо объекта, предмета и ситуации.

-3. Выбор способа наблюдения

-4. Выбор способа регистрации наблюдаемого

-5. Обрабортка и интерпритация полученной информации

В условиях педагогической деят-ти наблюдение всегда доступно педагогу.

Эксперимент – один из основных методов первичной информации хорактеризующейся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

В зависимости от условий проведения розличают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.

В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего- простое фиксирование изменений.

Лабораторный эксп-т проводится в спец. условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испыт-й знает, что проводится эксп-т, хотя до конца истинного смысла эксп-та может и не знать.