2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
Существуют различные классификации методов психологии . Одной из наиболее популярных является классификация Б.Г. Ананьева. В соответствии с ней выделяются 4 группы методов психологии
1 группа – организационные методы (определяют общий способ организации психологического исследования . К ним относятся сравнительный лонгетюдный и комплексный методы)
2 группа – эмпирические методы (позволяют получить первичные данные об изучаемом явлении . К ним относят наблюдение , эксперимент, а так же тесты , анкеты , опросники, социометрия , нитервью , беседа и т.д. )
3 группа – методы обработки данных ( подразумевают проведение количественного и качественного анализа первичных данных)
4 группа – инетпритационные методы ( различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставления с раннее установелнными фактами. Выделяют генетический способ интерпритации и структурный способ).
5 группа – методы психологического воздействия ( специфические приёмы влияния на психические явления с целью их изменения в соответствии с поставленной целью)
Наблюдения – один из основных методов сбора первичной информации состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определённых условиях.
Принято различать включённое и невключённое наблюдение . Включённое – наблюдатель включён в деятельность группы, за которой ведётся наблюдение на правах её члена. Тем самым во многом снимается негативный эффект влияния личности наблюдателя. Невключённое – наблюдение ведётся со стороны. Оно может быть как скрытым так и открытым. Скрытые наблюдения нарушают права личности.
По степени стандартизации различают неформализованные и формализованные наблюдения.
Выделяют так же полевое и лабораторное наблюдения
Процедура наблюдения складывается изслед. Этапов :
-1. Определение цели
-2. Выборо объекта, предмета и ситуации.
-3. Выбор способа наблюдения
-4. Выбор способа регистрации наблюдаемого
-5. Обрабортка и интерпритация полученной информации
В условиях педагогической деят-ти наблюдение всегда доступно педагогу.
Эксперимент – один из основных методов первичной информации хорактеризующейся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.
В зависимости от условий проведения розличают лабораторный и естественный эксперимент. В естественном эксперименте условия задаются независимыми от исследователя факторами. Ситуация лабораторного эксперимента создается исследователем.
В зависимости от влияния исследователя на изучаемый предмет выделяют формирующий и констатирующий эксперимент. В случае формирующего эксперимента на изучаемый объект оказывается воздействие, а в случае констатирующего- простое фиксирование изменений.
Лабораторный эксп-т проводится в спец. условиях, действия испытуемого определяются инструкцией, испыт-й знает, что проводится эксп-т, хотя до конца истинного смысла эксп-та может и не знать.
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.