7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
Восприятие – познавательный процесс , в ходе которого в психике происходит целостное отражение предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Выделяют 4 составляющие восприятия: - обнаружение (исходная фаза развития любого сенсорного процесса. Возникающая в рез-те реакции на воздействующий стимул.) –разлечение ( формирование перцептивного образа, при этом наблюдается выделение специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями внешнего воздействия и с учётом стоящей перед субъектом задачей ) – идентификация ( отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом хранящимся в памяти) – опознание (включает категоризацию и извлечение соответствующего эталона из памяти).
Свойства восприятия : 1. Предметность восприятия – это свойство, указывающее что в процессе воздействия многочисленных раздражителей человек не теряется , а способен различать и выделять чётко очерченные и обладающие устойчивостью предметы. 2. Уелостность восприятия указывает на важнейшую характеристику , подразумевающую что мы всегда воспринимаем целостный образ предмета. 3. Константность восприятия – относительное постоянство воспринимаемых предметов по различным хорактеристикам ( цвету форме вечличине) при изменении условий восприятия . 4. Структурность восприятия показывает что , несмотря на формирование целостного образа предмета, мы имеем дело с элементами воздействующего предмета. Структурность восприятия позволяет видеть связи между элементами и способствуют формированию более адекватного образа предмета. 5. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связанно с мышлением, с пониманием сущности предметов, на что и указывает данное свойство. 6. Изберательность восприятия проявляется в приимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими . Если для человека актуальны определённые мотивы, у него в наибольшей степени будет активизировано восприятие тех предметов и явлений которые позволят их реализовать.
Помимо рассмотренных свойств восприятия иногда выделяют и другие, например апперцепцию – зависимость восприятия от жизненного опыта человека. Выраженного в его знаниях , привычках, установках и др.
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.