logo
psiho

13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.

Благодоря воле человек управляет своим поведением и, в широком смысле, создаёт свою жизнь.

Воля – способность человека к сознательному регулированию своего поведения, выражающаяся в постановке целей , преодолении внутренних и внешних препятствий при её достижении.

Структура волевого действия

Произвольное поведение человека условно можно рассматривать как совокупность волевых действий. Для всех волевых действий хорактерны следующие особенности :1. Сознательная целеустремлённость ( чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение). 2. Свзяь с мышлением ( достичь чего-то и мобилизовать себя человек может только в том случае, если он всё хорошо обдумал и спланировал) 3. Связь с движениями (для реализации своих целей человек всегда двигается изменяет формы активности. Любое волевое действие подразумевает наличие цели)

Волевые качества – совокупность качеств личности , характеризующих её со стороны способности достигать поставленных целей, несмотря на возникающие преграды.

Выделяют самые различные качества личности. В качество обобщённой хор-ки волевой сферы можно выделить силу воли.

К волевым качествам , характеризующим целеустремлённость, можно отнести терпеливость упорство настойчивость.

К волевым качествам, характеризующим самообладание, относят выдержку, решительность и смелость.

К морально-волевым качествам относят мужество. Самоотверженность, принципиальность Дисциплинированность и др.

Развитие волевых качеств зависит от тех общих тенденций псих-ого развития, которые наблюдаются в определённом школьном возрасте. Необходимо помнить, что формирование воли происходит, в первую очередь, при решении задач ведущеё деятельности возраста – учебной. Соответственно , на проявление и развитее волевых качеств школьника влияют психологически обоснованные и методические продуманные указания учителя, благодаря которым ребёнок учится последовательности, целенаправленности. Грамотные указания взрослого, предложения оптимальных способов работы над учебным материалом помогает ученику преодолевать возникающие трудности и достигать поставленных целей. Это позитивно стимулирует развитие воли.

Задания для ученика должны быть оптимальной сложности. Только в этой ситуации возможны формирование волевых усилий и активизация деятельности.

Важным волевым качеством школьника является сдержанность

Учитель, стремящийся к развитию волевых качеств у учеников , должен соблюдать след. пед. правила : - не делать за ученика то, чему он должен научиться , а лишь создать условия для успеха его учебной деят-ти, - активизировать самостоятельную работу ученика, направленную на достижение цели, - воспитать привычку самоконтроля, - поощрять , стимулировать деят-ость, вызывать чувство радости от достигнутого рез-та.