logo
psiho

Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию понятие ведущей деятельности. Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности , которая на данном этапе является ведущей , обуславливающей главные изменения в психических процессах , в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность- это такая деятельность ,развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает ,а теряется ее ведущая роль.

У младенца ведущая деятельность – непосредственный эмоциональный контакт со взрослым.

В раннем детстве- деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним.

В дошкольном возрасте- игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.

В младшем школьном возрасте – учебная деятельность.

В подростковом- общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности.

В ранней юности – общение со взрослыми в пространстве учебной деятельности.

В юности – учебно-профессиональная деятельность.

У взрослых – трудовая деятельность.

Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека.

Сотрудничество. Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми , во взаимодействии с ними и под их руководством. Поэтому общение со взрослыми – необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность.