9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
Память – спецефический познавательный процесс, заключающийся в закреплении , сохранении, и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его пвторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Классификация видов памяти :
Похорактеру психической активности память делиться на двигательную, эмоциональную. Образную и словесно-логическую.
Двигательная память – это запоминание, сохранение воспроизведение различных движений и их последовательностей.
Эмоцианальная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов , событий , ситуаций.
Образная память – память при которой информация запоминается в виде представлений ( образы предметов, природы, искусства , запохов)
Словестно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.
По длительности сохранения информации память бывает долговременной, кратковременная и оперативная .
Кратковременная память – быстрое запоминание информации на короткий срок
Долговременная память – схранение информафии в психике течении длительного времени
Оперативная память – обеспечивает запоминание и сохранение информации необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память.
По хорактеру целей деятельности память может быть произвольной или непроизвольной.
Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и соответсвенно не затрачивается никаких волевых усилий . В тех случаях когда мы целенапраывленно запоминаем нужную нам информацию , говорят о произвольной памяти.
В зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой .
Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения . без установления смысловых связей между разными объектами.
Смысловая память – связана с установлением смысловых связей сежду запоминаемой и имеющейся в психике информацией.
На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы. Условно можно говорить об объективных и субъективных причинах эффективного запоминания.
В эксперементальных исследованиях В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной выделены следующие приёмы, повышающие результативность запоминания : группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация,аналогия, мнемотехнические приёмы ( совокупность готовых , известных способов запоминания ) перекодирование ( верболизация или проговаривание , название , представление информации в образной форме, преобразование информации на основе симантических , пониматических и др. признаков) достраивание запоминаемого материала, серийная организация материала ( установление или построение различных последвательностей : распределение по объёму по времени, упорядочивание в пространстве), ассоциации (установление связей по сходству смежности и противополжности, повторение ).
10. Дать общую характеристику мышления как познавательного психического процесса. Описать основные операции мышления. Представить классификацию видов мышления. Аргументировать необходимость развития мышления в процессе обучения и воспитания.
Мышление- психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением и опосредствованным отражением отношений между явлениями действит-ти.
Признаки мышления: - обобщенное отражение действит-ти (благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности. В которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями; - познание мира,опосредствованное имеющимися знаниями ( указание на то, что мыслит.деят-ть предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач; - словесное опосредствование (мыслит.деят-ть человека основывается на использовании понятий); - мышление направлено на решение позновательной или практической задачи или другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы,которую индивиду надо разрешить.
Благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окр. Мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.
К основным мыслительным операциям относят сравнение , анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.
Сравнение – мыслительная операция в процессе которой происходит установление ,сходства и различия между явлениями. Благодоря сравнению человек глубже постигает своеобразие различных групп объектов.
Анализ – мыслительная операция , характеризующаяся мысленным разложением , расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части. В рез. Анализа мы имеем возможность глубже изучать характеристики всех составляющих элементов, увидеть хорактер взаимосвязи между разл. Элементами и тем самым постичь суть всего явления.
Синтез – мыслительная операция, характерезующаяся мысленным воосоединением различных элементов явления. Синтез можно считать опреацией обратной анализу.Благодаря синтезу у нас формируется целостное представление о явлении с учётом закономерных связей между составляющими его элементами.
Абстракция – мыслительная операция при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета лдя выделения его наиболее существенных признаков. Следовательно, к абстракции мы обращаемся тогда, когда нам необходимо особо сконцентрироваться на наиболее важных свойствах изучаемого явления и отвлечься от других.
Конкретизация – мыслительная операция при которой происходит представление еденичного предмета или явления во всём многообразии его различных признаков и свойств.
Обобщение – мыслительная операция , заключающаяся в объеденении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам . С обобщением непосредственно связаны систематизация и классификация, которые иногда так же относятся к мыслительным операциям.
Виды мышления :- по форме (выделяют 3 вида мышления : наглядно-действенное( связанно с первой стадией развития мышления человека и хорактирезуется тем, чторешение задачи осуществляется с помощью рельного физического преобразования), наглядно-образное(наблюдается в ситуациях когда для нахлждения решения индивид использует конкретные образы) и абстрактно-логическое(основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач)), - по характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое(связанно с постижением законов , закономерностей, свойств предметов и явлений) и практическое(определяет успешность решения реальных практических задач, поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей) мышление, - по степени развёрнутости выделяют дискурсивное и интуитивное ( если в ходе мыслительной деятельности человек осознаёт все её этапы говорят о дискурсивном мышлении . Если же мы наблюдаем ситуацию , когда решение задачи приходит быстро и неожиданно , человек не осознаёт последовательность основных этапов, то данное мышление обозначают как интуитивное), по степени новизны и оригинальности есть репродуктивное(воспроизводящее) и продуктивное(творческое) мышление. Репродуктивное – мышление при котром человек использует имеющиеся способы решения задач. Продуктивное мышление – связано с созданием новых , до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.
- 2.Классифицировать методы психологического исследования (по б.Г. Ананьеву). Охарактеризовать методы наблюдения и эксперимента и показать возможности их применения на практике.
- 3.Дать определение понятиям: "индивид", "личность", "индивидуальность" и раскрыть их сущность. Охарактеризовать основные параметры личности и представить структуру личности (по к.К. Платонову).
- 7.Охарактеризовать восприятие как познавательный психический процесс. Описать основные свойства восприятия.
- 8.Охарактеризовать рефлексию, эмпатию, идентификацию, стереотипизацию как основные механизмы восприятия человека человеком.
- 9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.
- 11. Дать определение речи. Представить классификацию видов речи. Дать психологическую характеристику речевых процессов: говорения, аудирования, чтения, письма.
- 12. Раскрыть сущность познавательного психического процесса воображения. Охарактеризовать основные механизмы создания образов воображения.
- 13. Определить значение воли в жизни человека. Представить структуру волевого действия. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых качеств личности.
- 14. Дать понятие эмоций и чувств. Представить классификацию видов эмоций и чувств. Аргументировать необходимость управления эмоциями.
- 15. Охарактеризовать основные эмоциональные состояния личности. Аргументировать необходимость развития эмоциональной сферы учащихся.
- 16.Дать определение темперамента. Охарактеризовать основные свойства темперамента.
- 17.Представить классификацию типов темперамента и аргументировать необходимость учета их особенностей в учебно-воспитательном процессе в свете личностно-ориентированного подхода.
- 18.Дать определение характера. Обосновать связь характера, воли, темперамента. Показать возможности учебно-воспитательного процесса в формировании волевых черт характера.
- Дать определение способностей. Охарактеризовать основные виды способностей.
- Определить предмет возрастной психологии. Изложить задачи возрастной психологии. Показать взаимосвязь возрастной психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Дать определение возраста и возрастной периодизации. Изложить возрастную периодизацию д.Б. Эльконина и раскрыть ее сущность.
- Перечислить основные психосоциальные кризисы. Дать психологическую характеристику пубертатного кризиса.
- Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.
- Определить предмет педагогической психологии. Изложить основные проблемы педагогической психологии. Раскрыть взаимосвязь педагогической психологии с другими науками и отраслями психологии.
- Охарактеризовать ведущую деятельность в контексте возрастного развития. Рассказать о значении сотрудничества и общения ребенка со взрослым в процессе формирования личности.
- Дать определение педагогическому общению. Представить структуру педагогического общения. Раскрыть основные функции педагогического общения.