logo
psiho

9.Охарактеризовать память как познавательный психический процесс. Представить классификацию видов памяти. Описать условия эффективного запоминания.

Память – спецефический познавательный процесс, заключающийся в закреплении , сохранении, и последующем воспроизведении прошлого опыта, что делает возможным его пвторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Классификация видов памяти :

  1. Похорактеру психической активности память делиться на двигательную, эмоциональную. Образную и словесно-логическую.

Двигательная память – это запоминание, сохранение воспроизведение различных движений и их последовательностей.

Эмоцианальная память – это запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов , событий , ситуаций.

Образная память – память при которой информация запоминается в виде представлений ( образы предметов, природы, искусства , запохов)

Словестно-логическая память связана с формами и операциями мышления и позволет усваивать посредством слов продукты человеческой культуры.

  1. По длительности сохранения информации память бывает долговременной, кратковременная и оперативная .

Кратковременная память – быстрое запоминание информации на короткий срок

Долговременная память – схранение информафии в психике течении длительного времени

Оперативная память – обеспечивает запоминание и сохранение информации необходимой для обеспечения текущей деятельности. После прекращения деятельности эта информация чаще всего забывается либо попадает в долговременную память.

  1. По хорактеру целей деятельности память может быть произвольной или непроизвольной.

Непроизвольная память – это запоминание и воспроизведение в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить и соответсвенно не затрачивается никаких волевых усилий . В тех случаях когда мы целенапраывленно запоминаем нужную нам информацию , говорят о произвольной памяти.

  1. В зависимости от способа запоминания память может быть механической и смысловой .

Механическая память предполагает запоминание информации посредством многократного повторения . без установления смысловых связей между разными объектами.

Смысловая память – связана с установлением смысловых связей сежду запоминаемой и имеющейся в психике информацией.

На продуктивность запоминания информации влияют многочисленные факторы. Условно можно говорить об объективных и субъективных причинах эффективного запоминания.

В эксперементальных исследованиях В.Д. Шадрикова и Л.В. Черемошкиной выделены следующие приёмы, повышающие результативность запоминания : группировка, выделение опорных пунктов, план, классификация, структурирование, схематизация,аналогия, мнемотехнические приёмы ( совокупность готовых , известных способов запоминания ) перекодирование ( верболизация или проговаривание , название , представление информации в образной форме, преобразование информации на основе симантических , пониматических и др. признаков) достраивание запоминаемого материала, серийная организация материала ( установление или построение различных последвательностей : распределение по объёму по времени, упорядочивание в пространстве), ассоциации (установление связей по сходству смежности и противополжности, повторение ).

10. Дать общую характеристику мышления как познавательного психического процесса. Описать основные операции мышления. Представить классификацию видов мышления. Аргументировать необходимость развития мышления в процессе обучения и воспитания.

Мышление- психический познавательный процесс, характеризующийся обобщением и опосредствованным отражением отношений между явлениями действит-ти.

Признаки мышления: - обобщенное отражение действит-ти (благодаря мышлению человек способен постигать общие закономерности. В которых отражаются наиболее устойчивые связи и отношения между различными объектами и явлениями; - познание мира,опосредствованное имеющимися знаниями ( указание на то, что мыслит.деят-ть предполагает использование имеющихся знаний, которые опосредствуют, влияют на решение стоящих задач; - словесное опосредствование (мыслит.деят-ть человека основывается на использовании понятий); - мышление направлено на решение позновательной или практической задачи или другими словами, оно проявляется и развивается в случае проблемы,которую индивиду надо разрешить.

Благодаря мышлению человек организовывает свою жизнь на более высоком уровне: постигает общие закономерности окр. Мира, находит решения в затруднительных ситуациях, выступает активным началом во взаимодействии с миром. Это и позволяет считать мышление высшим познавательным процессом.

К основным мыслительным операциям относят сравнение , анализ, синтез, абстракцию, конкретизацию и обобщение.

Сравнение – мыслительная операция в процессе которой происходит установление ,сходства и различия между явлениями. Благодоря сравнению человек глубже постигает своеобразие различных групп объектов.

Анализ – мыслительная операция , характеризующаяся мысленным разложением , расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части. В рез. Анализа мы имеем возможность глубже изучать характеристики всех составляющих элементов, увидеть хорактер взаимосвязи между разл. Элементами и тем самым постичь суть всего явления.

Синтез – мыслительная операция, характерезующаяся мысленным воосоединением различных элементов явления. Синтез можно считать опреацией обратной анализу.Благодаря синтезу у нас формируется целостное представление о явлении с учётом закономерных связей между составляющими его элементами.

Абстракция – мыслительная операция при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета лдя выделения его наиболее существенных признаков. Следовательно, к абстракции мы обращаемся тогда, когда нам необходимо особо сконцентрироваться на наиболее важных свойствах изучаемого явления и отвлечься от других.

Конкретизация – мыслительная операция при которой происходит представление еденичного предмета или явления во всём многообразии его различных признаков и свойств.

Обобщение – мыслительная операция , заключающаяся в объеденении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам . С обобщением непосредственно связаны систематизация и классификация, которые иногда так же относятся к мыслительным операциям.

Виды мышления :- по форме (выделяют 3 вида мышления : наглядно-действенное( связанно с первой стадией развития мышления человека и хорактирезуется тем, чторешение задачи осуществляется с помощью рельного физического преобразования), наглядно-образное(наблюдается в ситуациях когда для нахлждения решения индивид использует конкретные образы) и абстрактно-логическое(основывается на использовании понятий и рассуждений для решения стоящих задач)), - по характеру решаемых задач условно выделяют теоретическое(связанно с постижением законов , закономерностей, свойств предметов и явлений) и практическое(определяет успешность решения реальных практических задач, поэтому оно подразумевает разработку планов и постановку целей) мышление, - по степени развёрнутости выделяют дискурсивное и интуитивное ( если в ходе мыслительной деятельности человек осознаёт все её этапы говорят о дискурсивном мышлении . Если же мы наблюдаем ситуацию , когда решение задачи приходит быстро и неожиданно , человек не осознаёт последовательность основных этапов, то данное мышление обозначают как интуитивное), по степени новизны и оригинальности есть репродуктивное(воспроизводящее) и продуктивное(творческое) мышление. Репродуктивное – мышление при котром человек использует имеющиеся способы решения задач. Продуктивное мышление – связано с созданием новых , до этого не используемых подходов, способов к решению мыслительной задачи.