logo
psiho

Описать особенности адаптации детей к школьной жизни. Охарактеризовать уровни адаптации детей к школе, описать факторы, влияющие на процесс нормальной адаптации.

Адаптация- это приспособление организма к условиям среды.Под адаптацией 6-тилетнего ребенка в школе следует понимать :

А) физиологическую адаптацию как процесс приспособления функций организма, его органов и клеток к условиям среды

Б) социально-психологическую адаптацию как процесс активного приспособления системы «ребенок-взрослый» , «ребенок-ребенок» к новым условиям взаимодействия

Компоненты школьной адаптации:

  1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деят-ти , физическим и интеллектуальным нагрузкам . Определяется факторами: 1. Посещал ли он дет сад или его подготовка к школе осуществлялась в семье.2. Степенью сформированности мофофункциональных систем организма.

  2. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности, к учителю. Определяется развитием познавательной сферы ребенка, умением подчинять деятельность восприятия, памяти, мышления, воображения задачам, которые ставятся перед ним в процессе учения.

  3. Адаптация к новым социальным отношениям и связям, в которых начинает проявляться личность ребенка. Определяется по тому, как ребенок входит в новый коллектив сверстников, какое место начинает занимать в классе, пользуется ли симпатией ,как общается со сверстниками и взрослыми.

Факторы:

  1. Благоприятная семейная микросфера

  2. Достаточный уровень функционального развития

  3. Психологическая готовность к школе

Уровни адаптации :

  1. Высокий уровень. Ученик положительно относится к школе, требование воспринимает адекватно, проявляет интерес к знаниям, материал усваивает легко, достаточно высоко развиты процессы саморегуляции ; глубоко и полно овладевает программным материалом, решает задачи повышенной сложности.

  2. Средний уровень. Положительно относится к школе, решает типовые задачи, усваивает материал при подробном объяснении, продуктивно работает под контролем учителя, сосредоточен и внимателен.

  3. Низкий уровень. Отрицательно или индифферентно относится к школе, жалобы на нездоровье, подавленное настроение , нарушение дисциплины, материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа затруднена.

  1. Дать общую характеристику развития ребенка в младшем школьном возрасте. Определить социальную ситуацию развития,ведущий вид деятельности, основные новообразования в младшем школьном возрасте.Раскрыть психологические особенности развития познавательной и личностной сфер в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст- период жизни человека от 6 до 10 лет ,приходящий на начальный этап обучения в школе.

Данный возрастной период называют вершиной детства, так как ребенок по-прежнему проявляет многие детские качества : наивность, спонтанность, игривость. Но в то же время у него начинает появляться большая произвольность , сдержанность, логика, он в большей степени осознает свое поведение.

Социальная ситуация развития- это специфическая ,для конкретного периода жизни система отношений человека с окр.действительностью. Эту специфику определяют 2 группы факторов : внешние и внутренние. Внутренние факторы для ребенка младшего школьного возраста- это, прежде всего, те психологические новообразования, которые появляются в конце дошкольного возраста ( начало развития произвольности, формирование устойчивых чувств, появление внутренних норм регуляции своего поведения). Внешние факторы связаны с условиями социальной микросреды ( взаимодействие в семье, со сверстниками, отношение к ребенку со стороны других людей).Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.

Развитие личности в младшем школьном возрасте: обусловлено теми изменениями, которые происходят с его самосознанием , в эмоциональной, мотивационной и волевой сфере.

Развитие самосознания. К младшему школьному возрасту у ребенка значительно усложняется внутренний мир, что связано с его самосознанием. Развитие самосознание позволяет активно использовать рефлексию (процесс самопознания индивидом своих психических процессов и состояний).

Эмоциональное развитие во многом определяется изменениями в связи сначалом новой деятельности и расширением круга общения. Характерной особенностью является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость, часто появляются страхи. Развиваются социальные эмоции и чувства: ответственность, доверие, эмпатия.

В мотивационной и волевой сфере происходят изменения. Появляются новый мотивы, интересы и желания. усложняются взаимоотношения между различными побуждениями, формируются более устойчивые мотивационные образования.

  1. Дать общую характеристику развития ребенка в подростковом возрасте. Определить социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования в подростковом возрасте. Раскрыть психологические особенности развития познавательной и личностной сфер в подростковом возрасте.

Границы возраста- 11-15 лет. Основная задача подросткового возраста связана с необходимостью формирования целостной идентичности ( образа своего Я) на фоне обострения ряда противоречий ( между физиологическим и социальным развитием , между новыми потребностями и устаревшими подходами в межличностных отношениях и др.).

Социальная ситуация развития . На характер соц.ситуации развития влияют факторы : интенсивное физическое развитие, стремительный рост тканей и систем организма , половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности. В тоже время биологическое созревание во многом определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности.

Ведущая деятельность. Противоречие между стремлением подростка к независимости и сохранением прежнего отношения к нему со стороны взрослых обуславливает то, что ведущую позицию в этот период начинает занимать интимно-личностное общение со сверстниками. В общении со сверстниками подросток удовлетворяет важные для него потребности в понимании, самоутверждении, информации.

Психические новообразования: чувство взрослости.

Особ-ти познават.развития.1.Развитие абстрактного мышления. 2. Интеллектуализация восприятия . 3. Развитие смысловой памяти . 4. Опосредованность воображения абстрактным мышлением . 5. Расширение словарного запаса.

  1. Дать общую характеристику развития ребенка в юношеском возрасте. Определить социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, основные новообразования в юношеском возрасте. Раскрыть психологические особенности развития познавательной и личностной сфер в юношеском возрасте.

Границы возраста- 16-17 лет. Ранний юношеский возраст- период, на который приходится обучение в старших классах школы .Поэтому основная задача, решаемая индивидом в это время- определение той профессиональной сферы, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и способностям.

На социальную ситуацию развития влияет появление новых социальных и интеллектуальных потребностей, которые связаны с образом «Я»(«каким быть ») и будущей профессией («кем быть»). Удовлетворение этих потребностей в полной мере затруднено зависимостью от взрослых, невозможностью непосредственно «примерить» различные профессиональные роли .небольшим жизненным опытом.

Ведущая деятельность - учебно – профессиональная. Позволяет личности начать подготовку к будущей профессиональной деятельности.

Центральным новообразованием юности является профессиональное и личностное самоопределение.

Особенности познавательного развития :

  1. Дальнейшее развитие теоретического мышления

  2. Развитие произвольной памяти , способности к осмысленному запоминанию

  3. Противоречивость внимания ( с одной стороны- большой объем, концентрация, с другой- внимание более избирательное, в зависимости от интересов).

  4. Направленность воображения на создание образов будущей жизни в различных сферах.

Развитие эмоциональной и волевой сферы. На фоне достаточно бурного, в эмоц.плане , подросткового возраста юность является менее напряженной. В то же время для старшеклассников свойственны большая восприимчивость к различным переживаниям, способность к обобщенным переживаниям ( чувство юмора, чувство прекрасного), потребность в сильных эмоциональных привязанностях. Активно развиваются волевые качества.