Практический блок № 2
Вопросы и задания для обсуждения в группе (студент может выполнить предложенные задания самостоятельно в письменном виде и сдать преподавателю на проверку).
Наполните содержанием опорную схему информационного блока.
Опорная схема:
2. Заполните следующую таблицу с целью анализа следующих категорий педагогики: воспитание, обучение.
Определение понятия | Признаки понятия | Совпадающие | Несовпадающие |
«Воспитание это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющего целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения человека на земле» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб.,1892. – Т. |
|
|
|
«Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры…» (Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.,1996). |
|
|
|
«Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебной деятельности учащихся по овладению научными знаниями» (Харламов И.Ф. Педагогика, Курс лекций.- Минск, 1979). |
|
|
|
«Процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1996). |
|
|
|
3. Педагогика заимствует и использует категории и понятия других наук. Почему при этом она остается самостоятельной наукой?
4. «Учитель сказал» - таким был решающий довод в средневековых спорах и диспутах. В то время слово учителя было окончательным. Хорошо это или плохо? Если плохо, то, что может служить таким решающим доводом в современной педагогике?
5. Как Вы можете сформулировать главную линию развития идей гуманистической педагогики?
6. Прочтите высказывания двух великих педагогов и заполните таблицу.
«Положение науки, - говорит английский мыслитель Джон Стюарт Милль, - утверждают только существование, последовательность, сходство. Положения искусства не утверждают, что что-нибудь есть, но указывают на то, что должно быть». Ясно, что в таком смысле ни политику, ни медицину, ни педагогику нельзя назвать науками; ибо они не изучают того, что есть, но только указывают на то, что было бы желательно видеть существующим, и на средства к достижению желаемого. Вот почему мы будем называть педагогику искусством, а не наукой о воспитании». К.Д. Ушинский.
«Во всяком искусстве есть известный элемент техники, который-то и надо предварительно усвоить, причем личные свойства воспитателя и талант его лишь выиграют от этого усвоения техники педагогического дела. Но встает вопрос, что понимать под усвоением техники? Ясно, что это не должно быть механическим подражанием чужим шаблонам: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не сам опыт» (Ушинский). Самый опыт всегда остается личным достоянием только того, кто этот опыт пережил; передается же лишь логический вывод из опыта, т.е. известная, основанная на опыте теория. Таким образом, педагогика – не простая техника воспитания, но она и не чисто индивидуальное творчество; она – система логически обоснованных идей о воспитании. Иными словами, педагогика есть теоретическая наука». П.П. Блонский.
Мнение | Я согласен так как… | Я не согласен так как … | Что общего в этих мнениях? | Чем различаются эти мнения? |
К.Д. Ушинский |
|
|
|
|
П.П. Блонский |
|
|
|
|
7. Во всех научных, справочных, и учебных изданиях по-разному дают
определение педагогике, например:
Педагогика – это искусство – утверждают одни | Педагогика – это наука – настаивают другие | Педагогика – это и наука, и искусство, и технология - считают третьи |
«Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками, а только искусствами. Искусство, конечно, может иметь свою теорию; но теория искусства – не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности» (Ушинский К.Д.)
| «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки, может существовать педагогика» (Блонский П.П.). «Педагогика – прикладная наука. Наука не о сущем, а о должном, исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука об искусстве деятельности» (Гессен С.И.). | «Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство» (Ободовский А.Г.). «Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все началось сначала» (Беспалько В.П.). |
Проанализируйте высказывание педагогов. Что такое педагогика: наука? искусство? технология?
8. Проследите взаимосвязь понятий «образование», «обучение», «развитие личности», и «воспитание». Как аргументировать ее при помощи схемы?
- Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук
- Понятийный аппарат темы
- Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
- Структура педагогической науки
- Система педагогических наук
- Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Этапы развития педагогической науки
- Основные черты воспитания в разные эпохи
- Практический блок № 2
- Блок самостоятельной работы № 3
- Модуль № 4
- Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата. Понятийный аппарат темы
- Введение
- Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)
- Движущие силы педагогического процесса и его закономерности
- Практический блок №2
- Блок самостоятельной работы №3
- Модуль № 5
- Понятийный аппарат темы
- Основные положения теорий развития личности
- Теории развития личности
- Биологические и социальные факторы в развитии личности
- Роль наследственности в развитии личности человека
- Влияние среды на развитие личности
- Роль воспитания в развитии личности
- Движущие силы и направления развития личности
- Изменения личности в процессе развития
- Практический блок № 2
- I.Вопросы репродуктивного характера.
- II.Вопросы и задания проблемного и творческого характера
- Блок самостоятельной работы № 3 Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
- Сущность личностно-ориентированного подхода
- Основные понятия личностно-ориентированного подхода
- Положения и принципы
- Современные подходы к организации педагогического процесса деятельностного подхода
- Организация совместной деятельности
- Взаимодействие участников воспитательного процесса
- Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода
- Характеристика философско-антропологического подхода.
- Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов
- Практический блок № 2
- Личностно ориентированный Синергетический Блок самостоятельной работы № 3