logo
модуль теория воспитания и обучения

Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода

 

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К.Д. Ушинский

За последние десятилетия в педагогике появилось немало свежих идей и подходов. Мы изучили с вами личностно ориентированный и деятельностный подходы к организации педагогического процесса, а теперь рассмотрим философско-антропологический.

Основоположником педагогической антропологии принято считать великого русского педагога К.Д. Ушинского.

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1823 – 1870) – основоположник отечественной педагогической научной школы, автор работ «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и др. Основой педагогической системы Ушинского стали требования демократизации народного образования и идея народности воспитания.

Ушинский был убежден в необходимости согласованного изучения человека многими науками. По его представлению, педагогика – это «собрание правил практической деятельности», требующее научного обоснования. Логика этого обоснования проста: если общая антропология есть учение о человеке как биологическом виде, то педагогическая антропология есть учение о человеке развивающимся, воспитывающимся.

Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека.

Философия воспитания – раздел педагогики, занимающийся разработкой метапедагогических проблем воспитания в зависимости от философского осмысления и понимания сущности, природы и смысла человеческого существования.

Антропоцентризм – научная концепция (система взглядов), в которой человек выступает основной мировоззренческой категорией.

Об антропологическом основании образования:

Антропоцентрическая образовательная модель (Сократ, Руссо, Л.Н. Толстой, гуманистическая психология) не признает традиционалистских взглядов на образование, считая основной целью образования не передачу ЗУНов, а эмоционально-мотивационное, творческое развитие человека, нахождение его сути, его «самости», самораскрытие, саморазвитие личности. По мнению современного педагога Корнетова Г.Б. «Фундаментальным антропологическим основанием образования является принципиальная незавершенность каждого появляющегося на свет человека, который от рождения лишь принадлежит к биологическому виду Homo sapiens и обладает организмом, не только не связанным жесткими врожденными поведенческими программами, но, наоборот, бесконечно открытым к научению, к прижизненному овладению социальным опытом. Лишь включившись в живую ткань человеческих отношений, межличностного общения и взаимодействия, действуя в мире культуры, учась пользоваться ее достижениями, воспроизводя и развивая ее, человек обретает свой человеческий образ, т.е. образовывается. Образование предстает одновременно и как перманентно разворачивающийся процесс, и как фиксируемый в каждый момент этого процесса результат, уже ставший, «образовавшийся», но не застывший, не окостеневший конкретный образ конкретного человека».

Из всего выше сказанного мы можем заключить что:

Смысл антропологического подхода заключается в привлечении, данных различных наук (психологии, социологии, философии, логики, этики, истории, медицины и др.), изучающих человека, для решения педагогических проблем. Только при таком целостном подходе можно разобраться в сложных процессах обучения и воспитания. Первая педагогическая концепция философско-антропологического плана была создана в Германии и изложена в работе М.Шелера «Формы знания и образование» (1926г.), позже выделилось философско-педагогическое направление, представленное трудами Г. Рота, Г. Плесснера и др. В России педагогическая антропология начала развиваться в начале 90-х годов 20 века усилиями В.С. Шубинского, А.В. Валицкой, И.А. Колесниковой и О.Г. Прикотом. Ученые педагоги широко используют в своих трудах данные многих наук о человеке. Так, например:

Таким образом, можно сделать вывод: что педагогическая деятельность требует многосторонних знаний – воспитатель должен знать природу своего воспитанника, эффективное влияние на личность возможно лишь тогда, когда мы используем знания о личности, накопленные изучающими ее науками.