logo
модуль теория воспитания и обучения

Понятийный аппарат темы

Воспитание в широком социальном смысле – совокупность формирующих воздействий всех социальных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей;

Воспитание в широком педагогическом смысле – процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых;

Воспитание в узком педагогическом смысле – специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств  и отношений человека.

Образование – процесс освоения человеком системы знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и отношений, опыт познавательной и практической деятельности.

Развитие – процесс качественных и количественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов и собственной активностью  личности.

Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени  взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных и развивающих задач.

Принципы – основополагающие положения, которые определяют систему требований к организации педагогического процесса.

Методы – способы взаимосвязанной деятельности участников педагогического процесса по достижению его целей совместной работы обучающего и обучаемых, организации познавательной деятельности ребенка, ведущие последнего от незнания к знанию, от неумения к умению и позволяющие ему усвоить конкретное содержание образования.

Формы обучения – четко организованные, содержательно-насыщенные и методически оснащенные системы познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

Средства обучения – все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Закономерности – это существенные причинно-следственные связи между различными компонентами педагогического процесса и явлениями внутри них.