Модуль № 5
Тема: Ребенок как объект и субъект педагогического процесса
Содержание теоретического модуля № 5:
Теория развития личности (краткий обзор). Факторы развития личности: роль наследственности, влияние среды, воспитания и активности на развитие личности. Движущие силы развития личности. Развитие личности в физическом, физиологическом, психическом и социальном направлениях. По итогам изучения модулей студенты должны знать:
•понятийный аппарат темы; •сущность основных теорий развития личности; •факторы, влияющие на развитие личности; •движущие силы развития личности; •характеристику основных периодов развития человека.
По итогам изучения модулей студенты должны уметь:
•выделять признаки, изученных педагогических понятий; •анализировать степень влияния различных факторов на развитие личности; •выделять возможные противоречия, возникающие в процессе развития личности; •моделировать возможные пути решения противоречий, возникающих в педагогическом процессе; •анализировать особенности различных направлений развития личности; •использовать диагностические методики определения уровня развития личности; •использовать теоретические знания для решения педагогических задач и проведения микроисследований.
Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля
1.Осмыслить информационный блок № 1, приготовиться к педагогическому диктанту: «Понятийный аппарат темы».
2.Приготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока № 2 (при самостоятельном изучении темы студенту необходимо выбрать любые 3 вопроса из данного блока: 1 репродуктивный, 1 проблемный и 1 творческий; ответить на них письменно, сдать на проверку преподавателю).
3.Выбрать одну из тем самостоятельной работы, выполнить задания по выбранной теме и приготовиться к презентации результатов работы в группе (при самостоятельном изучении темы студент выбирает тему, задания выполняет в письменном виде и сдает на проверку преподавателю).
Информационный блок № 1
План рассмотрения теоретических вопросов:
1.Основные положения теорий развития личности (краткий обзор): психодинамическая, психоаналитическая, индивидуальная, поведенческая, гуманистическая, когнитивная, деятельностная, диспозиционная.
2.Биологические и социальные факторы развития личности: роль наследственности; влияние среды; роль воспитания, влияние и механизмы воздействия в воспитании.
3.Движущие силы и направления развития личности. Изменения личности в процессе развития.
Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата темы.
- Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук
- Понятийный аппарат темы
- Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
- Структура педагогической науки
- Система педагогических наук
- Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Этапы развития педагогической науки
- Основные черты воспитания в разные эпохи
- Практический блок № 2
- Блок самостоятельной работы № 3
- Модуль № 4
- Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата. Понятийный аппарат темы
- Введение
- Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)
- Движущие силы педагогического процесса и его закономерности
- Практический блок №2
- Блок самостоятельной работы №3
- Модуль № 5
- Понятийный аппарат темы
- Основные положения теорий развития личности
- Теории развития личности
- Биологические и социальные факторы в развитии личности
- Роль наследственности в развитии личности человека
- Влияние среды на развитие личности
- Роль воспитания в развитии личности
- Движущие силы и направления развития личности
- Изменения личности в процессе развития
- Практический блок № 2
- I.Вопросы репродуктивного характера.
- II.Вопросы и задания проблемного и творческого характера
- Блок самостоятельной работы № 3 Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
- Сущность личностно-ориентированного подхода
- Основные понятия личностно-ориентированного подхода
- Положения и принципы
- Современные подходы к организации педагогического процесса деятельностного подхода
- Организация совместной деятельности
- Взаимодействие участников воспитательного процесса
- Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода
- Характеристика философско-антропологического подхода.
- Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов
- Практический блок № 2
- Личностно ориентированный Синергетический Блок самостоятельной работы № 3