Характеристика философско-антропологического подхода.
Подход сориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического учения о человеке обучающемся, воспитывающимся. Речь идет о синтезе знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания. Подход отвечает на вопросы:
«Как, какими средствами и методами реализовать синтез знаний о человеке?»;
«Кто осуществляет этот синтез?»;
«Как использовать результаты этого синтеза в исследовательской и воспитательной работе?».
Философско-антропологический подход в своей исследовательской и воспитательной функциях сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанника, предметом, высшей ценностью и целью воспитания является Человек.
Идеи антропологического подхода:
целостность и неделимость духовной и биологической природы человека;
субъектность человека как его сущностная характеристика;
единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке;
взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;
совокупность умственного, нравственного и физического в развитии человека;
воспитуемость и обучаемость человека;
пластичность всех личностных свойств.
Принципы философско-антропологического подхода.
Антропологический принцип
а) рассматривает понятие «человек» в качестве исходной, базовой категории, а другие понятия и категории как производные от исходной, описывающие и углубляющие понимание сущности человека и особенностей его бытия. б) фиксирует выбор человека в качестве исходной базовой ценности, определяющей цели, методы, средства и формы воспитания. в) акцентирует внимание, взаимные усилия субъектов воспитательного процесса на актуализации, воспроизведении и самоосуществлении «человеческого в человеке»;
Онтологический принцип, обуславливающий рассмотрение понятия «воспитания» как различные способы бытия субъектов воспитательного процесса (встреча, кризис, любовь, разочарование, благодарность и т.д.).
Принцип диалогизма, обеспечивающий субъект-субъектный характер взаимоотношений участников воспитательного процесса, их ценностно-смысловое равенство в воспитании и самовоспитании; создающий возможность свободной самореализации субъектов воспитательного процесса в их общении с собой, с другими, с культурой;
Принцип рассмотрения понимания и взаимопонимания в качестве необходимого и достаточного условия гуманности и адекватности любых методов, средств и форм воспитания;
Принцип рассмотрения способности человека к самовоспитанию в качестве средства и механизма воспитания, предусматривающий приоритет инициативы воспитанника в выборе способов жизнедеятельности как способов самореализации;
Принцип креативности – использование средств, методов и форм воспитания, создающих условия для творческой самореализации воспитанника.
Принцип рассмотрения основных компонентов воспитательного процесса с позиции соответствия их сущности человека.
Значение философско-антропологического подхода для педагогики состоит в следующем:
усилия воспитания, обучения, развития обращены к духовной реальности, которая отличает человека от животного, - к «человеческому в человеке».
философско-антропологический подход открывает возможность воспитания ребенка, подростка, юноши в соответствии с его реальной жизнью.
в педагогической теории и практике определены стратегия и тактика развития, основанные на бережном отношении к индивидуальной сущности ребенка. В этом состоит подлинная гуманность подхода, способствующая самоактуализации человека.
в качестве методов, средств и форм воспитания, обучения, развития осмыслены и введены в педагогический процесс общение, понимание, диалог, сострадание, со-переживание, любовь, – все то, что сохраняет саму жизнь.
Свобода для ребенка в условиях педагогического процесса – это главным образом индивидуализация, т.е. деятельность преподавателей по выявлению и поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в ребенке природой или приобретено в индивидуальном опыте.
НО «?»:
Какие базовые потребности необходимо реализовать, чтобы ребенок ощутил свою самость и обрел человеческое достоинство?
Какие условия внешнего и внутреннего плана нужно создать, для максимально возможной самореализации способностей и возможностей ребенка?
Как помочь ребенку в становлении автономного духовного мира, ибо свобода реализуется в первую очередь в нем.
Но обретение и осознание «самости», своих потребностей, мотивов, своего предназначения не возможно без развитых способностей к самопознанию. Какие методы развития способности к самопознанию адекватны данному типу личности, возрасту, уровню развитости – это новый ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы вместе с воспитанником. И еще один аспект реализации свободы ребенка: обеспечение «свободы от» и «свободы для». Первый процесс предполагает защиту воспитанника от всяких посягательств на «самость» как извне, так и изнутри (от комплексов, дурных привычек и т.д.). Второе означает создание благоприятных условий для самопознания своего предназначения и его самореализации.
Таким образом, философско-антропологический подход открывает воспитателю необозримый и неисчерпаемый мир возможностей практической реализации его идей.
- Тема: Педагогика как наука. Возникновение и развитие педагогики. Система педагогических наук
- Понятийный аппарат темы
- Педагогика как наука. Предмет, объект, функции и задачи педагогики.
- Структура педагогической науки
- Система педагогических наук
- Место педагогики в системе гуманитарных и естественных наук.
- Этапы развития педагогической науки
- Основные черты воспитания в разные эпохи
- Практический блок № 2
- Блок самостоятельной работы № 3
- Модуль № 4
- Изучение теоретического материала начинаем с изучения понятийного аппарата. Понятийный аппарат темы
- Введение
- Сущностная характеристика понятия «педагогический процесс» (определение понятия, структура педагогического процесса, педагогический процесс как система)
- Движущие силы педагогического процесса и его закономерности
- Практический блок №2
- Блок самостоятельной работы №3
- Модуль № 5
- Понятийный аппарат темы
- Основные положения теорий развития личности
- Теории развития личности
- Биологические и социальные факторы в развитии личности
- Роль наследственности в развитии личности человека
- Влияние среды на развитие личности
- Роль воспитания в развитии личности
- Движущие силы и направления развития личности
- Изменения личности в процессе развития
- Практический блок № 2
- I.Вопросы репродуктивного характера.
- II.Вопросы и задания проблемного и творческого характера
- Блок самостоятельной работы № 3 Первое задание обязательное для всех студентов, из остальных заданий выполняется одно по выбору.
- Сущность личностно-ориентированного подхода
- Основные понятия личностно-ориентированного подхода
- Положения и принципы
- Современные подходы к организации педагогического процесса деятельностного подхода
- Организация совместной деятельности
- Взаимодействие участников воспитательного процесса
- Современные подходы к организации педагогического процесса философско-антропологического подхода
- Характеристика философско-антропологического подхода.
- Современные подходы к организации педагогического процесса синергетического и аксиологического подходов
- Практический блок № 2
- Личностно ориентированный Синергетический Блок самостоятельной работы № 3