logo
модуль теория воспитания и обучения

Характеристика философско-антропологического подхода.

 

Подход сориентирован на систематическую разработку педагогической антропологии как синтетического  учения о человеке обучающемся, воспитывающимся. Речь идет о синтезе знаний о человеке с целью использования их в интересах обучения и воспитания. Подход отвечает на вопросы:

Философско-антропологический подход в своей исследовательской и воспитательной функциях сосредоточен на постижении духовной жизни воспитанника, предметом, высшей ценностью и целью воспитания является Человек.

Идеи антропологического подхода:

 

Принципы философско-антропологического подхода.

а) рассматривает понятие «человек»  в качестве исходной, базовой категории, а другие понятия и категории как производные от исходной, описывающие и углубляющие понимание сущности человека и особенностей его бытия. б) фиксирует выбор человека в качестве исходной базовой ценности, определяющей цели, методы, средства и формы воспитания. в) акцентирует внимание, взаимные усилия субъектов воспитательного процесса на актуализации, воспроизведении и самоосуществлении «человеческого в человеке»;

Значение философско-антропологического подхода для педагогики состоит в следующем:

Свобода для ребенка в условиях педагогического процесса – это главным образом индивидуализация,  т.е. деятельность преподавателей по выявлению и поддержке и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в ребенке природой или приобретено в индивидуальном опыте.

НО «?»:

Но обретение и осознание «самости», своих потребностей, мотивов, своего предназначения не возможно без развитых способностей к самопознанию.  Какие методы развития способности к самопознанию адекватны данному типу личности, возрасту, уровню развитости – это новый ряд вопросов, на которые необходимо найти ответы вместе с воспитанником. И еще один аспект реализации свободы ребенка:  обеспечение «свободы от» и «свободы для». Первый процесс предполагает защиту воспитанника от всяких посягательств на «самость» как извне, так и изнутри (от комплексов, дурных привычек и т.д.). Второе означает создание благоприятных условий для самопознания своего предназначения и его самореализации.

Таким образом, философско-антропологический подход открывает воспитателю необозримый и неисчерпаемый мир возможностей практической реализации его идей.