logo
Лекции по возрастной психологии

Виды и механизмы научения:

Обучение - двусторонний процесс, когда от учителя к ученикам передаются знания, умения, навыки. В активной форме - тренинги, семинары, в пассивной - лекции.

Обучение - процесс развития познавательных способностей учащихся. Учение - активность ученика в процессе обучения. Научение - результат учения.

Виды научения для животных и человека:

1. Импринтинг - простейший вид научения. Это быстрое, мгновенное, автоматическое запечатление (формирование неосознанной привязанности).

2. Условно-рефлекторный (Павлов) - новые формы поведения как возникновение условных реакций на первоначально нетральный стимул, который ранее специфической реакции не вызывал.

3. Викарное - научение через прямое наблюдение (основанное на подражании).

4. Оперантное - научение путем проб и ошибок.

5. Вербальное (свойственно только человеку), когда человеком приобретается новый опыт через речь. Научение осуществляется за счет механизмов научения.

Механизмы научения:

а) Формирование ассоциаций - установление временных связей между отдельными знаниями или частями опыта (1,2,4)

б) Различение и обобщение - связан с формированием понятий (5,4)

в) Инсайт - озарение (1)

г) Подражание - (1,3,5)

д) Творчество - создание чего-либо нового (4,5)

Закономерности и динамика психологического развития:

Предпосылки психологического развития ребенка:

1) Прирожденные свойства организма (наследственность). Не имея человеческого мозга нельзя стать личностью (человеком). Различия развития ребенка от детеныша обезьяны:

- не может овладеть вертикальной походкой

- не усваивает функций предметов

- не усваивает речь

Сходства в эмоциональных проявлениях и игровой активности.

2) Среда, в которой он живет. Развиваясь вне общества также не возможно стать личностью (дети "маугли").

3) Чрезвычайная пластичность и обучаемость человеческого мозга (в отличие от психики животных). Фонематический слух - способность различать и распознавать звуки речи (свойственно только человеку).