Виды и механизмы научения:
Обучение - двусторонний процесс, когда от учителя к ученикам передаются знания, умения, навыки. В активной форме - тренинги, семинары, в пассивной - лекции.
Обучение - процесс развития познавательных способностей учащихся. Учение - активность ученика в процессе обучения. Научение - результат учения.
Виды научения для животных и человека:
1. Импринтинг - простейший вид научения. Это быстрое, мгновенное, автоматическое запечатление (формирование неосознанной привязанности).
2. Условно-рефлекторный (Павлов) - новые формы поведения как возникновение условных реакций на первоначально нетральный стимул, который ранее специфической реакции не вызывал.
3. Викарное - научение через прямое наблюдение (основанное на подражании).
4. Оперантное - научение путем проб и ошибок.
5. Вербальное (свойственно только человеку), когда человеком приобретается новый опыт через речь. Научение осуществляется за счет механизмов научения.
Механизмы научения:
а) Формирование ассоциаций - установление временных связей между отдельными знаниями или частями опыта (1,2,4)
б) Различение и обобщение - связан с формированием понятий (5,4)
в) Инсайт - озарение (1)
г) Подражание - (1,3,5)
д) Творчество - создание чего-либо нового (4,5)
Закономерности и динамика психологического развития:
Предпосылки психологического развития ребенка:
1) Прирожденные свойства организма (наследственность). Не имея человеческого мозга нельзя стать личностью (человеком). Различия развития ребенка от детеныша обезьяны:
- не может овладеть вертикальной походкой
- не усваивает функций предметов
- не усваивает речь
Сходства в эмоциональных проявлениях и игровой активности.
2) Среда, в которой он живет. Развиваясь вне общества также не возможно стать личностью (дети "маугли").
3) Чрезвычайная пластичность и обучаемость человеческого мозга (в отличие от психики животных). Фонематический слух - способность различать и распознавать звуки речи (свойственно только человеку).
- Стадии развития психики по к.Э. Фабри:
- Методы опроса:
- Метод тестов:
- Метод эксперимента возрастной психологии:
- Влияние культуры на формирование половых ролей:
- Половые различия в способностях:
- Половые различия в личности:
- Половые различия в достижениях:
- Виды и механизмы научения:
- Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):
- Психическое развитие и деятельность:
- Психическое развитие и обучение:
- Пренатальное развитие:
- Период новорожденности: Стоун выделял 4 альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре:
- Особенности развития органов чувств:
- Развитие эмоциональной сферы:
- Кризис года:
- Развитие речи в раннем детстве:
- Активный словарный запас ребенка:
- Развитие предметной деятельности в раннем детстве:
- Предпосылки формирования личности в раннем детстве:
- Влияние игрушки на психическое развитие ребенка: