Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):
Человеческая психика развивается в среде обусловленной природной и социально-исторической реальностью существования человека.
1. Природная реальность:
Человек выстраивает отношения с природой по основным двум принципам:
- Механизм отчуждения - отношение к природе как к объекту ("использует")
- Механизм идентификации - отношение к природе как к субъекту (человек воспринимает себя как часть природы)
2. Реальность предметного мира:
Представлена как природные предметы, так и рукотворные.
- отчуждение - отношение к предмету как к вещи
- принцип идентификации - наделение вещей особым смыслом. Феномен антропоморфизма - одушевление предметов.
3. Реальность знаковой системы:
Знак – любой материальный или чувственно-воспринимаемый элемент действительности, имеющий определенное значение и используется для передачи и хранения информации.
Знаковая система делится на языковые знаки и не языковые. В свою очередь языковые делятся на естественные (речь, мимика, пантомимика) и искусственные (созданные человеком - информатические BASIC, логические, математические). Не языковые - делятся на знаки-признаки (приметы, признак чего-то); знаки-копии (воспроизведение, несущее в себе сходство с обозначаемым); автономные (специфичные индивидуальные знаки, созданные отдельным человеком или группой людей); знаки-симолы (эмоционально окрашены, может означать принадлежность к народу, слою общества, группе людей. Что-либо утверждает.).
4. Реальность социального пространства:
- реальность общения предоставлена социумом.
- идентификация - механизм эмоционального, когнитивного, поведенческого отождествления себя с другим человеком или группой людей.
Сначала идет идентификация потом обособление - механизм отстаивания человеком своей уникальной человеческой сущности. Данные механизмы диалектически взаимосвязаны друг с другом, наряду с этим чувствуют свою уникальность.
- Стадии развития психики по к.Э. Фабри:
- Методы опроса:
- Метод тестов:
- Метод эксперимента возрастной психологии:
- Влияние культуры на формирование половых ролей:
- Половые различия в способностях:
- Половые различия в личности:
- Половые различия в достижениях:
- Виды и механизмы научения:
- Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):
- Психическое развитие и деятельность:
- Психическое развитие и обучение:
- Пренатальное развитие:
- Период новорожденности: Стоун выделял 4 альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре:
- Особенности развития органов чувств:
- Развитие эмоциональной сферы:
- Кризис года:
- Развитие речи в раннем детстве:
- Активный словарный запас ребенка:
- Развитие предметной деятельности в раннем детстве:
- Предпосылки формирования личности в раннем детстве:
- Влияние игрушки на психическое развитие ребенка: