logo
Лекции по возрастной психологии

Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):

Человеческая психика развивается в среде обусловленной природной и социально-исторической реальностью существования человека.

1. Природная реальность:

Человек выстраивает отношения с природой по основным двум принципам:

- Механизм отчуждения - отношение к природе как к объекту ("использует")

- Механизм идентификации - отношение к природе как к субъекту (человек воспринимает себя как часть природы)

2. Реальность предметного мира:

Представлена как природные предметы, так и рукотворные.

- отчуждение - отношение к предмету как к вещи

- принцип идентификации - наделение вещей особым смыслом. Феномен антропоморфизма - одушевление предметов.

3. Реальность знаковой системы:

Знак – любой материальный или чувственно-воспринимаемый элемент действительности, имеющий определенное значение и используется для передачи и хранения информации.

Знаковая система делится на языковые знаки и не языковые. В свою очередь языковые делятся на естественные (речь, мимика, пантомимика) и искусственные (созданные человеком - информатические BASIC, логические, математические). Не языковые - делятся на знаки-признаки (приметы, признак чего-то); знаки-копии (воспроизведение, несущее в себе сходство с обозначаемым); автономные (специфичные индивидуальные знаки, созданные отдельным человеком или группой людей); знаки-симолы (эмоционально окрашены, может означать принадлежность к народу, слою общества, группе людей. Что-либо утверждает.).

4. Реальность социального пространства:

- реальность общения предоставлена социумом.

- идентификация - механизм эмоционального, когнитивного, поведенческого отождествления себя с другим человеком или группой людей.

Сначала идет идентификация потом обособление - механизм отстаивания человеком своей уникальной человеческой сущности. Данные механизмы диалектически взаимосвязаны друг с другом, наряду с этим чувствуют свою уникальность.