logo
Лекции по возрастной психологии

Кризис года:

У ребенка возникают противоречия между возможностями и умственным развитием. Резко возрастают возможности, а умственное развитие отстает, из-за этого возникают травмы. А в раннем детстве начинается борьба за автономию от взрослых.

Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже.(1896-1980):

Аккомодация – акт изменения наших мыслительных процессов, когда новая информация не укладывается в старые схемы (перестройка подо что-то).

Ассимиляция – процесс усвоения новой информации, в качестве составной части в уже существующие понимания (схемы). Сначала идет акт аккомодации затем ассимиляции.

Схема – способ обработки информации, который меняется по мере расширения опыта человека. (Схема понимание того или иного объекта).

Стадии по Пиаже:

1. Сенсомоторная - (0-0,5 - 2 года) - интеллект развивается по средствам чувствительности (телесных движений).

2. Дооперационная (2 -7 лет) - формируются понятия, начинает пользоваться символами (например, язык), образы привязаны к событиям. Ограничены эгоцентрическим опытом. Господствует логика восприятия. Отсутствует понятие сохранения операций.

3. Стадия конкретных операций (7 - 11-12 лет) - начинает мыслить логически; могут квалифицировать понятия, но мышление связано с конкретными примерами. Достигают понимания "сохранения".

4. Стадия формальных операций (12 - 15 лет) (Пиаже считал, что некоторые люди этой стадии не достигают) - развивается теоретическое, формально-логическое мышление, которое не привязано к конкретным примерам. Доступна вариативность мышления, абстрактное мышление; способны мыслить аналогиями и метафорически.

Эгоцентризм – неспособность человека изменить свою коммуникативную (исходную) позицию, сосредоточившись только на своих позициях. Ярче всего эгоцентризм выражен в раннем возрасте, преодолевается к 12-14 годам и усиливается к старости. Преодоление эгоцентризма осуществляется за счет развития децентрации - способность посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. (Эксперимент Пиаже с 3-мя горными вершинами.) Из него вывод: дети неспособны до 8-9 лет к децентрации. Но последующие испытания доказали, что децентрация существует с 3-х лет, учитывая мотивации и способности ребенка.

Раннее детство (1-3 года):

Сенситивный период – для развития речи.

Ведущая деятельность – предметная деятельность.

Основные достижения в младенчестве – смотреть, слушать, управлять движениями рук. Основные достижения в раннем детстве – овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности, овладение речью. Основные первообразования к году по Эльконину - первое слово и первый шаг. Первоначально прямо хождение сложно, т.к. любое препятствие ведет к падению. Как только ребенок научился ходить, начинает усложнять ходьбу. Она дает передвигаться самостоятельно и ориентироваться в пространстве.

Особенности и специфика общения:

1. Через семью в раннем детстве ребенок начинает входить в социальный мир и овладевает нормами поведения.

2. При помощи взрослого ребенок входи мир постоянных предметов, осваивает их функции и связывает предмет с его названием (развивает речь).

3. Ребенок осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых.

4. Ребенок умеет выражать чувство привязанности, неудовольствия, симпатии.

5. Ребенок не может вынести долгого отсутствия внимания со стороны взрослых, травмирует грубое (некорректное) отношение взрослых. При недостатке внимания со стороны взрослых ребенок регрессирует (задержка психического развития ЗПР).

6. В раннем детстве дети начинают интересоваться друг другом. Сначала наблюдают, затем обмениваются игрушками, соревнуются в чем-либо, поэтому развивается рефлексия, осознают свои достижения и сравнивают с другими. Развивают мотивацию к достижению; достижение на признание; притязание на признание.