Психическое развитие и обучение:
Обучение - двусторонний процесс передачи знаний от учителя к ученику. Бывает активное и пассивное; целенаправленное, стихийное.
Зона ближайшего развития – то, что ребенок может сделать с помощью взрослых.
Зона актуального развития – то, что ребенок может делать самостоятельно.
Величина зоны ближайшего развития - важный показатель обучаемости ребенка и его запаса развития. Выгодский: "Обучение должно происходить в зоне ближайшего развития на высоком уровне сложности". Появляется понятие развивающего обучения (Давыдов, Знаков). Знаков, развивая идею Выгодского, создал свою теорию развивающего обучения: Обучение должно происходить на высоком уровне сложности. Давыдов считал, что необходимо развивать у ребенка теоретическое (абстрактное) мышление. Сенситивность - чувствительность (восприимчивость).
Сенситивный период - период, который максимально благоприятен для развытия какого-либо физического или психического свойства или качества. Сенситивные периоды для:
Младенчество – прямохождения
Раннее детство – развития речи
Дошкольный возраст – закладки характера
Младший школьный возраст – чтения и правописания
Подростковый – для работы ради заработка
- Стадии развития психики по к.Э. Фабри:
- Методы опроса:
- Метод тестов:
- Метод эксперимента возрастной психологии:
- Влияние культуры на формирование половых ролей:
- Половые различия в способностях:
- Половые различия в личности:
- Половые различия в достижениях:
- Виды и механизмы научения:
- Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):
- Психическое развитие и деятельность:
- Психическое развитие и обучение:
- Пренатальное развитие:
- Период новорожденности: Стоун выделял 4 альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре:
- Особенности развития органов чувств:
- Развитие эмоциональной сферы:
- Кризис года:
- Развитие речи в раннем детстве:
- Активный словарный запас ребенка:
- Развитие предметной деятельности в раннем детстве:
- Предпосылки формирования личности в раннем детстве:
- Влияние игрушки на психическое развитие ребенка: