logo
Лекции по возрастной психологии

Развитие речи в раннем детстве:

1) в младенчестве у ребенка формируются основы для развития речи.

а) фонематический слух (различие и понимание звуков)

б) произношение звуков.

в) понимание и произношение некоторых слов.

2) Форма общения ребенка с взрослым меняется: сначала преобладало немое руководство общения, затем формируется интерес ребенка к предметам и действиям, поэтому он постоянно обращается к взрослому (ориентировка на вопрос "Что это?") Развивается словарный запас (активное общение)

3) Многое зависит от того как взрослые организуют общение с ребенком. Не вдаваться в крайности:

- Взрослые ограничиваются уходом за ребенком, но не общаются с ним, следовательно, он отстает в развитии речи.

- Ситуация гиперопеки, предугадывая слова ребенка, удовлетворять его потребности. Удовлетворять потребности ребенка следует только тогда, когда ребенок скажет что ему нужно.

Развитие речи идет по 2-м основным линиям:

1. понимание речи взрослых совершенствуется.

2. формируется собственная активная речь.

Сначала ребенок понимает фразу в привычном ему контексте. Позднее ребенок начинает понимать слова независимо от интонации.

До 1,5 лет указания взрослых относительно предметов выполняются только, а том случае, если предмет находит перед глазами. Если предмет отсутствует, то возникает ориентировочная реакция на голос, не ведущая на поиск предмета. Если перед глазами несколько ярких игрушек, ребенок спонтанно переключается на более яркий, интересный предмет. С 1,5 лет команда выполняется. Но может нарушаться в 2-х случаях:

- если дается отсрочка между указанием и выполнением.

- если указания противоречат привычному действию.

На втором году жизни слова могут являться пусковыми, но не тормозящим. Лишь на третьем году жизни речевые указания регулирую поведение ребенка и имеют отсрочный эффект.