logo
Лекции по возрастной психологии

Период новорожденности: Стоун выделял 4 альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре:

1. Традиционно-христианский образ – ребенок несет на себе печать первородного греха. Спасти его может только подавление его воли и желаний, подчинение родителям и духовному пастырю.

2. Социально-педагогический – ребенок не склонен ни к добру, ни к злу. Он рождается как чистый лист, и общество может развить в нем что угодно.

3. Природный детерминизм – ребенок рождается с заложенными от природы характером, и возможностями.

4. Утопически-гуманистический образ – ребенок рождается хорошим и «портится» под влиянием общества.

Рождение – это первый возрастной кризис, переход в новую среду обитания, ребенок испытывает стресс. Ребенок испытывает боль при рождении. В крови циркулирует «бета» эндорфины, что является естественным болеутоляющим веществом. Крик позволяет ребенку сделать первый вздох, начинают функционировать легкие. В первый час поле рождения ребенок восприимчив к первому контакту с родителями. Изначально ребенок беспомощен, и ему нужно адаптироваться.

4 основных сферы приспособления:

  1. Дыхание

  2. Кровообращение

  3. Пищеварение

  4. Терморегуляция

Двигательная активность новорожденного:

Долгое время навороженный лежит, не двигаясь, много спит, а во время бодрствования слабо двигает ручками и ножками.

В первые дни можно наблюдать защитные рефлексы:

- зажмуривание;

- отдергивание руки при уколе;

- сужение зрачка при резком увеличении яркости света.

Зрительная конвергенция несовершенна – видит только на расстоянии 17-24 см.

Слышит плохо. Маргарет Малер считает, что для ребенка до месяца характерен нормальный аутизм (не чувствительность к внешним стимулам).

Кроме защитных рефлексов обнаруживаются ориентировочные (например, контакт с раздражителем – свет вызывает поворот головы). Ориентировочно-пищевой рефлекс возникает у голодного ребенка на стимул, прикосновение к углам губ, щеке вызывает реакцию поиска.

Есть реакции появляющиеся еще до рождения:

- цеплятельный рефлекс;

- сосательный рефлекс;

- рефлекс отталкивания при прикосновении к подошве ног;

- плавательный рефлекс.

Новорожденность единственный период жизни человека, когда наблюдаются врожденные инстинктивные формы поведения направленные на удовлетворение своих потребностей. Но удовлетворение этих потребностей не составляет основу психологического развития, это обеспечивает только выживание. Психологически ребенок будет развиваться, только получив внешний раздражитель. Рефлексы, которые есть у ребенка при рождении, не обеспечивают появления человеческих форм поведения. А у животных набор инстинктов позволяет сложиться взрослой особи и развить специфическое видовое поведение.

Атавистические рефлексы:

  1. Цеплятельный рефлекс – после его угасания формируется хватательный рефлекс. Движения, которые необходимы для психологического развития ребенка, будут формироваться на основе хватательного рефлекса.

  2. рефлекс отталкивания возникает при прикосновении к подошве ног.