Развитие предметной деятельности в раннем детстве:
В раннем детстве предметы начинают выступать не как средство манипулирования, а как вещи, имеющие свою функцию (назначение). Специфика предметной деятельности - открытие функции предмета через манипулирование невозможно, т.к. взрослые должны объяснить назначение предмета. Усвоение назначения функции предмета - человеческое качество, у животных этого качества нет. Связь действия и предмета проходят у ребенка в 3 стадии развития:
1) С предметом выполняются любые действия, которые известны ребенку - манипулирование.
2) Предмет используется только по прямому назначению и никак иначе.
3) Ребенок свободно (широко) использует предмет при знании его основной функции - это и есть предметная деятельность.
Есть полифункциональные предметы и монофункциональные:
С полифункциональными предметами можно обращаться свободно. В раннем детстве используют в различных функциях эти предметы, если нет явных противоречий (например в игре) Выступают для ребенка как средство для овладения замещениями. Развивается образно-знакоая система. Монофункциональные предметы - предметы с ограниченными функциями (посуда). Использование монофункциональных предметов не по назначению ведет к определенным санкциям и расценивается как нарушение поведение.
Действия бывают простыми и сложными:
Простые - когда воздействуют непосредственно на предмет (например, рукой).
Сложное - опосредованное.
Овладение сложными действиями сильней способствуют психологическому развитию человека.
Орудийные действия - те действия, в которых один предмет воздействует на другие предметы. Орудие становится посредником между рукой и предметом. Для орудийного действия у ребенка должны перестроятся руки.
Соотносящие - приведение таких предметов или их частей в определенное соотношение. Ребенок может выполнить соотносящее действие в трех вариантах:
- метод проб и ошибок (аперантный способ)
- запоминание (важна роль восприятия и памяти, несознаваемый)
- сравнение на глаз (более совершенный способ)
- Стадии развития психики по к.Э. Фабри:
- Методы опроса:
- Метод тестов:
- Метод эксперимента возрастной психологии:
- Влияние культуры на формирование половых ролей:
- Половые различия в способностях:
- Половые различия в личности:
- Половые различия в достижениях:
- Виды и механизмы научения:
- Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):
- Психическое развитие и деятельность:
- Психическое развитие и обучение:
- Пренатальное развитие:
- Период новорожденности: Стоун выделял 4 альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре:
- Особенности развития органов чувств:
- Развитие эмоциональной сферы:
- Кризис года:
- Развитие речи в раннем детстве:
- Активный словарный запас ребенка:
- Развитие предметной деятельности в раннем детстве:
- Предпосылки формирования личности в раннем детстве:
- Влияние игрушки на психическое развитие ребенка: