Влияние игрушки на психическое развитие ребенка:
Эмоциональное отождествление с игрушкой; кукла как заместитель идеального друга. Важна фактура материала игрушки.
Типы кукол:
Кукла - копия человека. Бывают прекрасные и характерные (в куклах выражены определенные качества);
Игрушки из жизни - отражают сюжетные мотивы (полезны для тревожных детей);
3) Игрушки агрессивные (страх, переживание потери контроля);
4) Игрушки для творческого самовыражения (конструктор, раскраски).
Игрушки как идеальное "Я" ребенка. Он проецирует на игрушке желаемые качества. Боль при утрате игрушки воспринимается как утрата частицы идеального "Я".
Ситуации тревоги при взаимодействии с игрушкой:
отсутствие привязанности к каким-либо игрушкам - затруднен выбор партнера в будущем;
наличие постоянной жестокости в игре с игрушкой. Агрессия - это комплекс неполноценности (компенсация);
если ребенок предпочитает игрушки противоположного пола, то может быть отвержение половой идентификации;
у девочек отсутствуют игры "дочки - матери" - может быть нарушено чувство материнства.
Развитие внимания и памяти в дошкольном возрасте:
В дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание (не волевое). Оно возникает с интересом ребенка к чему-либо. Младшие и средние дошкольники способны удерживать внимание до 1 часа. Старшие – до нескольких часов. Возникает устойчивость внимания. Старший дошкольник может рассматривать картину в 2 раза дольше. Самопроизвольное внимание формируется при помощи взрослых: вначале взрослые дают словесные указания.
Обучение ребенка планирующей функции речи опосредованно эгоцентрической речи – речь ребенка возникает во время какой-либо деятельности, обращена к себе.
Развитие памяти в дошкольном возрасте:
У детей в этом возрасте ярко выражена эйдетическая память – зрительная память на образы. Память дошкольника непроизвольна. Ведущую роль играет игра.
Развитие волевой сферы детей дошкольного возраста:
Развитие воли дошкольника состоит в том, что у ребенка под влиянием требований взрослых формируется способность управлять своим поведением, памятью, мышлением. Существуют основные направления в развитии волевых усилий:
возрастает регулирующая функция при выполнении речи.
развитие целенаправленности действий, т.е. способность удерживать возникшую цель.
устанавливаются отношения между целью и мотивом действия.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети могут совершать действия ради их отдаленного результата.
Формирование личности дошкольника:
Условия развития личности дошкольника:
- возрастает требования взрослых,
- увеличиваются возможности ребенка в познании окружающего мира,
- усложняется сама деятельность детей, так как появляются новые виды деятельности. Например, самостоятельные виды деятельности (лепка, рисование).
Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка:
Взрослые воспитывают внутреннюю симпатию к сверстникам, чтобы ребенок был более адаптирован. Когда ребенок находится в группе сверстников, он применяет нормы поведения, которые принес из семьи. Дети не всегда применяют усвоенные нормы поведения к конкретным ситуациям. Складывающееся в группе общественное мнение влияет на развитие личности. В младшем возрасте мнение одного ребенка не влияет на мнение других. Конформность – думает одно, а под влиянием группы говорит другое. Конформность в данном возрасте это этап для владения способностью согласовывать мнения. Начиная с 4-х – 5-ти лет дети становятся сензитивными к оценкам своих поступков сверстниками, т.к. они более ориентированны на них. Само положение в группе сверстников сильно влияет на группу. Положение в группе можно выявить с помощью социометрии. Джейкоб Морено дает полную картину предпочтений и избеганий в коллективе и выделяет 4 статуса:
Звезда – набирает 5 и более выбора в данной группе
Предпочитаемый – 3-4 человека из группы
принебрегаемый – 1-2-человека
аутсайдеры или отверженные – вообще не выбрали.
Влияние взрослых на развитие личности ребенка:
Взрослые активно влияют на усвоение норм в коллективе. Ребенок будет подражать взрослому. Основную роль будет играть обучение этим нормам. Форма стихийная не целенаправленная. В младшем дошкольном возрасте ребенок усваивает правила, которые связаны с практическими навыками (например, умение самому одеваться) – предметная деятельность. Средний и старший возраст усваивает правила взаимоотношений друг с другом.
Деятельность как основное условие развития ребенка:
Основная деятельность дошкольного возраста – игра. Развитию способствуют продуктивные виды деятельности (развивается воображение). Появляется учебная и трудовая деятельность. Характер формируется на основе темперамента (выраженных особенностей), а так же окружающей среды.
Развитие самосознания в младшем школьном возрасте:
Дошкольник продолжает осознавать, что его имя не единично. Если ребенок не откликается на имя не принятие себя. Происходит знакомство с отчеством. Ребенок учится выражать эмоции, но трудно понять другого человека по невербальным действиям. К 3-ем годам ребенок умеет делать нужное выражение лица. В норме уже сформирована четкая дифференциация движения и доминирующая рука. Поведение ребенка подстраивается под полу поведение. У ребенка появляется повышенный интерес к своему и противоположному полу. Появляется первая теория рождения детей. У ребенка «магический» способ мышления.
Основные затруднения:
Если отсутствует один из родителей. Затрудняет половую идентификацию наличие конфликтов в семье. Притязание на признание. Ребенок стремится получить поощрение. Среди сверстников ребенок чувствует себя комфортней, если он чем-то отличается от других. Ребенку характерно хвастаться, а затем врать. В этом возрасте формируется феномен лжи. В дошкольном возрасте у него не четкая перспектива, появляется специфическое отношение к старости, понятие смерти, страх смерти. Страх смерти может вырасти, если ребенок излишне тревожен. У детей появляется короткая перспектива: будущее рассматривается как лучший период. Осознание прав и обязанностей с помощью взрослых. Вырабатываются в совместной игровой деятельности.
- Стадии развития психики по к.Э. Фабри:
- Методы опроса:
- Метод тестов:
- Метод эксперимента возрастной психологии:
- Влияние культуры на формирование половых ролей:
- Половые различия в способностях:
- Половые различия в личности:
- Половые различия в достижениях:
- Виды и механизмы научения:
- Условия психологического развития ребенка (4 основных исторических реальностей бытия):
- Психическое развитие и деятельность:
- Психическое развитие и обучение:
- Пренатальное развитие:
- Период новорожденности: Стоун выделял 4 альтернативных образа новорожденного ребенка в европейской культуре:
- Особенности развития органов чувств:
- Развитие эмоциональной сферы:
- Кризис года:
- Развитие речи в раннем детстве:
- Активный словарный запас ребенка:
- Развитие предметной деятельности в раннем детстве:
- Предпосылки формирования личности в раннем детстве:
- Влияние игрушки на психическое развитие ребенка: