logo
Педагогическая психология от оли

9.Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.

«Система развивающего обучения»как новый тип образовательной практики (получение нового результата, нормативно-организационное оформление  и закрепление результата в широкой образовательной практике).

 Алгоритм показывает, что современная трактовка инновационного процесса предусматривает системное изменение образовательной практики. В том числе изменение целей, содержания, методов и средств педагогической деятельности, форм взаимодействия учителей с учащимися, изменение условий и возможностей для творческой деятельности всех участников образовательного процесса. При этом предусматривается новизна в подходах к решению перечисленных проблем, повышение качества образования и связанной с ним эффективности педагогической деятельности, востребованной социальной реальностью.

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.

В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру.

Развивающее обучение (РО) направлено на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому).