logo
Педагогическая психология от оли

3.Становление и основные этапы развития педагогической психологии, как науки. Вклад к.Д. Ушинского и п.Ф. Каптерева в педагогическую психологию.

Начало развитию положил фундаментальный труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», т в 1657 г. Но лишь в конце XIX в. педагогическая психология начала оформляться как самостоятельная наука. Первый этап – с середины XVII в. (выхода в свет «Великой дидактики» Я.А. Коменского) до конца XIX в. – может быть назван общедидактическим или предпосылочным. Крупнейшие представители педагогической науки этого периода – Я. А. Коменский, И. Песталоцци, Ж.-Ж Руссо, Дидро.

Второй этап имеет хронологические границы с конца XIX в до середины XX в. – экспериментальный. Начинает оформляться как самостоятельная отрасль, опираясь на достижения педагогической мысли (А.П. Нечаев, А. Бинэ и Б. Анри, Г. Эббингауз, Ж. Пиаже, Дж. Дьюи, С. Френэ и др.). Важным явлением на данном этапе стало формирование особого психолого-педагогического направления – педологии. В этой науке комплексно определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

Третий этап (с середины ХХ в. до наст. времени) – теоретический - выделяется на основании создания ряда собственно психологических теорий обучения: теория Гальперина, Давыдова, Матюшкина. Теория суггестологии (теория об управлении неосознаваемыми ресурсами возможности личности). Теория интериоризации знаний (извне во внутрь). Теория о психологической структуре обучения (Иньясов). Многочисленные технологии обучения – это интерактивные (Кашиев), технология речемыслительной деятельности (Григорьева), информационно-коммуникативные технологии, психосберегающие, здоровьесберегающие, технологии коллективного способа обучения (Дьяченко).

Особенностью современного этапа развития пед. психологии является информатизация и компьютеризация образования.

Большую роль в становлении педагогической психологии в этот «предпосылочный» общедидактический период ее развития сыграла работа К. Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», в которой предложена целостная концепция развития человека. Ребенок стоит в центре воспитания и обучения, причем решающее значение отводится воспитанию. Психолого-педагогические проблемы памяти, внимания, мышления, речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития. По К. Д. Ушинскому, развитие речи, слова ребенка, связанное с развитием его мышления, есть условие формирования его представлений, понятий, личности в целом.

Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии самого П. Ф. Каптерева – одного из основателей педагогической психологии. Его стремлением было провести в жизнь завет Песталоцци - психологизировать педагогику. Само понятие «педагогическая психология», по свидетельству исследователей, вошло в научный оборот с появлением в 1877 г. книги Каптерева «Педагогическая психология». Действительно, книга Э. Торндайка с аналогичным названием была опубликована только четверть века спустя (в 1903 г.). Более того, именно П. Ф. Каптерев ввел в научный обиход современное научное понятие «образование» как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников. Там же были рассмотрены педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие. Существенно, что сам образовательный процесс рассматривался П. Ф. Каптеревым с психологической позиции, о чем непосредственно свидетельствует название второй части книги «Дидактические очерки. Теория образования» - «Образовательный процесс – его психология». Образовательный процесс, по мнению автора, представляет собой «выражение внутренней самодеятельности человеческого организма», развитие способностей и др.[16]

Еще раз следует отметить, что П. Ф. Каптереву принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов не только великих дидактов, но и представителей так называемой экспериментальной дидактики, по сути, экспериментальной психологии в обучении и для обучения. Задачей авторов этих работ, согласно П. Ф. Каптереву, было исследование умственной работы учащихся, значения движения в умственной работе, предметных и словесных представлений учащихся, типов одаренности школьников и других проблем.