logo
Педагогическая психология от оли

10.Общая характеристика понятий «обучение», «научение», «учение».

Научение - процесс и результат получения индивидуального опыта Это понятие возникло в зоопсихологи в работах американского психолога ЕЛТорн-Дайка и других Путем научения может приобретаться любой опыт в л человека и новые формы поведения у животных Бихевиористы считают, что существует единый механизм научения у человека и животных.

Отечественными психологами научения у животных трактуется как интенсивный процесс изменения врожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям Научение у человека рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности. Это устойчивая деятельность, не возникает непосредственно врожденных физиологических реакций организму.

Обучение -целенаправленно организовано научение-это процесс взаимодействия между тем, кто учит и обучаемым, в результате которого появляются знания, умения, навыки, осуществляется психическое и личностное разви иток учащихся; целенаправленная передача подрастающему поколению интеллектуального и профессионального опытау.

Учение - целенаправленное усвоение социального опыта, это деятельность личности, цель которой научение, деятельность активная, гностическая Она является внешней (предметной, перцептивной, символической) и внутренней (ро озумовою, мнемической, перцептивной) Есть первичное учения (через пробы и ошибки) и вторичное, которое носит собственное интеллектуальное характер.

Все понятия «обучение, научение, учение» относятся к приобретению человеком жизненного опыта и знаний.

Учение -уч. деят-ть ученика, направленая на приобретение знаний, умений, навыков и на развитие своих способностей.

Научение (от сл. «научиться») – включ. в себя все то, чему реб-к или чел-к может науч-ся в процессе обуч. и воспит. и явл. результатом учения:

Соотношение этих понятий

Обучение          Научение             Учение

Возраст

2-3 года              с рождения          6-7 лет

Организация

орган.процесс    орган. и неорган.   только

                              процесс            орган.проц.

Сознание

осознан.            осозн. и неосозн.    только

 уровень             уровень                   осознан.ур.