logo
Педагогическая психология от оли

20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.

Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу.

Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.

Ведущий вид деятельности: учебная деятельность. Учебная Деятель­ность включает овладение новыми знаниями, умениями, навыками. В этой деятельности складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чте­ние, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструк-торско-композиционной деятельности.

Социальная ситуация развития: позиция школьника как субъекта; новые отношения «ученик - учитель»; авторитет учителя; период адаптации как макрофазы развития (по А. В. Петровскому).

Основные новообразования этого возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексия, проявляющаяся при овладении любым учебным предметом