20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.
Субъектом учебной деятельности ребенок становится с момента поступления в школу.
Младший школьник как субъект учебной деятельности сам развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию и др. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности (самосознание и самооценка, мотивация достижения успехов, трудолюбие, самостоятельность, представления о морали, творческие и другие способности) и познавательных процессов (произвольность, продуктивность), а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям. Это общее отношение проявляется через отношение ребенка к учению, учителю, товарищам, школе в целом. У младшего школьника изменяется иерархия авторитетов: наряду с родителями значимой фигурой становится учитель, и в большинстве случаев его авторитет оказывается даже выше, поскольку он организует ведущую для младших школьников учебную деятельность, является источником получаемых знаний.
Ведущий вид деятельности: учебная деятельность. Учебная Деятельность включает овладение новыми знаниями, умениями, навыками. В этой деятельности складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В учебной деятельности младшего школьника формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструк-торско-композиционной деятельности.
Социальная ситуация развития: позиция школьника как субъекта; новые отношения «ученик - учитель»; авторитет учителя; период адаптации как макрофазы развития (по А. В. Петровскому).
Основные новообразования этого возраста: произвольность, внутренний план действий и рефлексия, проявляющаяся при овладении любым учебным предметом
- Педагогическая психология (ответы на вопросы)
- 1.Предмет, цели и задачи педагогической психологии.
- 3.Становление и основные этапы развития педагогической психологии, как науки. Вклад к.Д. Ушинского и п.Ф. Каптерева в педагогическую психологию.
- 4.Вклад л.С. Выготского в педагогическую психологию.
- 5.Вклад а.В. Запорожца и его научной школы в развитие педагогической психологии.
- 6.Методы педагогической психологии.
- 7.Эксперимент в педагогической психологии. Место формирующего эксперимента в системе методов педагогической психологии.
- 8.Обучение и развитие. Взгляды л.С. Выготского и ж. Пиаже на соотношение обучения и развития. Учение л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
- 9.Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
- 10.Общая характеристика понятий «обучение», «научение», «учение».
- 11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
- 12.Научение в младенческом возрасте и раннем возрасте.
- 13.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 14.Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- 15.Детское экспериментирование в научении и обучении дошкольников.
- 16.Формирование психологической готовности к школе. Роль педагога-психолога в подготовке дошкольников к школьному обучению.
- 17.Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности по д.Б Эльконину.
- 18.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности.
- 19.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 21.Подросток как субъект учебной деятельности.
- 22.Старший школьник как субъект учебной деятельности.
- 23.Студент как субъект учебной деятельности.
- 24.Психология педагогической оценки. Критерии эффективного педагогического оценивания.
- 25.Типы неуспевающих учеников и оказание им психолого-педагогической помощи.
- 26.Дифференциация и индивидуализация обучения.
- 27.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности. Проблема выученной беспомощности.
- 27.Мотивация и учебные мотивы. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
- 28.Индивидуально-типологические свойства нервной системы ребенка и трудности учения.
- 26.Дифференциализация и индивидуализация обучения.
- 29.Понятие о психологии воспитания. Предмет и задачи данного раздела педагогической психологии.
- 34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.
- 36.Общение и его роль в воспитательно-образовательном процессе.
- 40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
- 41.Влияние педагога на развитие детского творчества.
- 42.Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
- 48.Развитие личности детей с разным уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте.
- 49.Становление характера и проблемы подросткового возраста.
- 50.Особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
- 52.Воспитание школьников с девиантным поведением.
- 53.Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей.
- 55.Психология личности педагога. Субъектные свойства педагога.
- 56.Специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- 58.Профессионально-педагогические умения и пути их совершенствования.
- 59.Индивидуальный стиль педагогической деятельности и его проявления у специалистов дошкольного образования.
- 60.Психологическая характеристика педагогических способностей.
- 61.Профессиональное психологическое здоровье педагога.
- 66.Педагогическая направленность, ее структура.
- 67.Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.
- 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- 69.Социально-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на продуктивность деятельности педагога, его удовлетворенность трудом.
- 70.Роль руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности труда членов педагогического коллектива.