logo
Педагогическая психология от оли

67.Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.

Психология педагогического взаимодействия — важнейший раздел педагоги­ческой психологии, в рамках которого изучаются психологические особенности межличностных отношений, общения, совместной деятельности субъектов об­разовательного процесса.

Педагогическое взаимодействие является частным видом межличностного взаимодействия.

Межличностное взаимодействие — взаимодействие двух и более человек с целью влияния на поведение, деятельность, от­ношения, установки друг друга.

Межличностное взаимодействие может осуществляться на бытовом уровне и в рамках какой-либо профессиональной деятельности. Взаимодействие людей в связи с конкретной профессиональной деятельностью есть профессиональное взаимодействие. Профессиональное взаимодействие подчинено целям и зада­чам профессиональной деятельности, но в то же время оно происходит в соот­ветствии с теми закономерностями, которые свойственны любому межличност­ному взаимодействию.

Педагогическое взаимодействие — реализуемое в различных системах отношений («педагог — ученик», «педагог — педагог», «ученик — ученик») взаимодействие людей, в основе которого лежат цели и задачи педагогической деятельности.

Психологический анализ педагогического взаимодействия может осущест­вляться по различным основаниям, в том числе с точки зрения его структурных характеристик. При этом те подходы, которые обоснованы учеными при рассмотре­нии структуры межличностного взаимодействия, применимы и к анализу педаго­гического взаимодействия.

На основе характера проявляемых психических процессов выделяют эмоцио­нальный, познавательный и поведенческий компоненты педагогического взаимо­действия.

В зависимости от формы активности в структуре педагогического взаимодей­ствия выделяют три компонента: о совместную деятельность;

а систему отношений между субъектами педагогического процесса; п педагогическое общение.

Таблица 2

Педагогическое взаимодействие

Отношения (внутренняя основа взаи­модействия, включающая мысли, переживания, образы)

Педагогическое общение (внешне наблюдаемые вербальные и невербаль­ные акты коммуникации)

Совместна деятельность (внешняя преобразующая активность субъектов об­разовательного процесса)

 

По мнению Я. Л. Коломинского, межличностные отношения субъектов педаго­гического процесса составляют внутреннюю основу педагогического взаимодей­ствия, а внешнюю основу образует общение. Согласно обоснованию А. А. Амелько- ва, важной составляющей педагогического взаимодействия выступает совмест­ная деятельность педагогов и учеников.

Одной из важнейших характеристик педагогического взаимодействия личности является уровень развития ее социально-психологической перцепции и рефлексии.

Социально-психологическая перцепция — процесс восприятия, осознания и переживания личностью отношений между людьми, с которыми она взаимодействует.

Социально-психологическая рефлексия — процесс отражения личностью собственного «Я», понимания, переживания своих от­ношений с другими людьми.

В социально-психологической перцепции и рефлексии у человека формиру­ются личностная перцепция и рефлексия — психические образования (качества личности), которые позволяют ей понимать отношения между людьми, прогно­зировать развитие собственных отношений с ними. В современной психологии известно, что социометрический статус, уровень социально-психологического комфорта, наличие первого круга желаемого общения, мотивация межличност­ных отношений, социально-психологическая перцепция и рефлексия являются важнейшими характеристиками развития личности и находятся в неразрывной связи со всеми компонентами структуры личности.

На педагогическое взаимодействие особое влияние оказывает позиция педа­гога по отношению к учащимся. В работах Я. Л. Коломинского и Н. А. Березовина отмечается, что одним из важнейших факторов формирования межличностных отношений в классе является стиль отношения педагога. В отличие от широко

применяемого в социальной психологии понятия «стиль руководства» стиль от­ношения педагога состоит из двух основных подструктур: мотивационной, под которой понимается эмоционально-ценностная позиция по отношению к де­тям и педагогической деятельности в целом, и операциональной, которая включает в себя систему поведенческих реакций, реализующих эту позицию.

Стиль отношения, являющийся внутренним психологическим фоном, на котором развертываются все акты взаимоотношений учителя и детей, может быть по-разному гармонизирован: положительному внутреннему отношению может соответствовать адекватная система педагогических воздействий (устойчиво-положительный стиль), отрицательному — отрицательная (устойчиво-отрицательный стиль). Вместе с тем могут быть и внутренне рассогласованные стили отношения: пассивно-положитель­ный, пассивно-отрицательный, неустойчивый.

Представим характеристику указанных типов отношений педагога к учащимся.

1. Активно-положительное отношение к учащимся. Педагоги убежде­ны, что у каждого ученика имеются определенные достоинства, которые при соз­дании оптимальных условий могут быть раскрыты и развиты. В индивидуальных характеристиках на учащихся такие педагоги, как правило, отмечают положи­тельный рост и качественные сдвиги. Даже в условиях работы с трудным классом такие учителя не меняют эмоционально-положительного отношения к учащимся и верят в их потенциал.

2. Ситуативный стиль отношения. Педагоги не имеют твердых объек­тивных взглядов на личность ученика и возможности ее развития. Характеристи­ки учеников противоречивы, оценка классного коллектива неопределенна: сегод­ня нравятся все, завтра — никто.

3. Пассивно-положительный стиль отношения. Отношения педагога к детям при данном стиле позитивные, он хорошо их чувствует и понимает Слож­ности у такого педагога связаны с внешним выражением своего отношения, и по­тому часто наблюдается сухость, сдержанность, официальность в общении.

4. Активно-отрицательный стиль отношения. Данный стиль свой­ственен специалистам, которые случайно оказались в статусе педагога. Учите­ля, у которых доминирует данный стиль, замечания делают в резкой форме, за­бывают о похвале, при любой неудаче ученика возмущаются, ставку делают на критику и упреки. Наблюдается нетерпимость, очень высокая требовательность, резкость в оценках.

5. Пассивно-отрицательный стиль отношения. Данный стиль ха­рактеризует педагога, который многое воспринимает настороженно, не проявляет

инициативы. Если он и удовлетворен какими-то аспектами педагогической дея­тельности или поведением учеников, внешне это может не выражаться. Такой пе­дагог не «горит» своей работой, а поддерживает минимально допустимый уровень «температуры».

Стиль отношения педагога к ученикам и к своей деятельности определяется раз­личными факторами: ценностями, мотивами, интересами, индивидуальным стилем деятельности и др. Но определяющим фактором выступает внутренняя активность и позиция самого педагога, связанная с уровнем развития самосознания.