34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.
Вопрос о правильном воспитании ребенка всегда остается самым актуальным для любого родителя, именно по этой причине на сегодняшний день публикуется огромное количество книг и статей о различных обучающих и воспитательных методах, порой совершенно противоположных. Какой из них наиболее верный и подходящий для конкретного ребенка – разобраться сложно.
Кроме того, новые научные данные педагогов и психологов достаточно быстро изменяются, опровергая предыдущие методики и рекомендации, которые уже становятся не передовыми, а, напротив, тормозящими развитие малышей («отнимающими у них детство»).
Молодые родители, впервые начинающие воспитывать свое любимое чадо, понимают, что без знаний и опыта легко наделать много ошибок, которые могут привести к непредсказуемым результатам. Поэтому они бросаются от одного метода обучения (воспитания) к другому.
Плохо, когда в семье среди родителей нет согласия по поводу того, как лучше воспитывать (в плане наказаний, поощрений и т. д.). От несогласованных и даже противоположных действий мамы, папы (и даже бабушки с дедушкой) страдает малыш.
Если проанализировать и обобщить поступающую информацию о методах обучения и воспитания детей, то можно выделить основные (базовые) истины, которыми можно смело руководствоваться в воспитании ребенка в семье.
1. Учет физиологических особенностей организма ребенка.
Это очень важный пункт: физиологию растущего организма обогнать невозможно. Как бы вам ни хотелось научить малыша ходить в 6-7 месяцев – это противоречит естественному процессу развития и роста. Не учитывая этого, можно получить плачевный результат.
Так же и с возрастными возможностями работы детского мозга. Мы знаем, что дети от двух до пяти лет легко все запоминают, и поэтому обучение происходит быстро. Но нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные особенности детского организма, когда мы нагружаем малыша информацией. Дети должны усваивать большой объем знаний по частям. Все хорошо в меру. Лучше всего развивать ребенка разносторонне, а не зацикливаться на чем-то одном (например, растить музыканта или фигуриста, гимнаста). Ведь тогда малыш будет недостаточно развит в другом. В итоге можно воспитать талантливого музыканта, но очень безграмотного и неприспособленного к общественным отношениям. Нередко случается и такое, что результатом перенасыщения информацией мозга ребенка в раннем возрасте, становится полное равнодушие к учебе в школьный период жизни.
При этом очень важным остается правило: соучастие в делах и успехах малыша. Когда вы замечаете, что что-то ему дается очень легко – старайтесь усложнить задачу, а если видите, что в чем-то отстает – ищите варианты более легких упражнений, чтобы подогреть детский интерес. Когда ребенок чувствует, что он начинает справляться с тем, чего он не умел раньше – он воодушевляется и все больше увлекается. Важно этот интерес и желание постоянно стимулировать, направлять на достижение новых результатов.
2. Знание об особенностях детского восприятия.
В общении с взрослыми дети слабо воспринимают ту информацию, которая обращена к ним непосредственно, но отлично усваивают окружающую (речь, события, отношения, происходящие рядом). Таким образом, можно понять, что как бы вы ни старались призвать ребенка к послушанию, прибегая к разнообразным методам, эффективными будут не более 10% ваших усилий. Все остальное ребенок получит через пассивное восприятие окружающей среды и от взаимных уважительных отношений. Зная это, вы, например, не будете требовать от своего ребенка извинения за провинность, если сами этого никогда не делаете. Дети подобны правдивому зеркалу, в котором отражаются наши поступки. Как правило, ребенок начинает кричать там, где родители позволяют себе срываться на крик. Малыши вырастают агрессивными и озлобленными в тех семьях, где нет любви и взаимных теплых отношений. И если ребенок не желает читать или заниматься творчеством, то, скорее всего, сами родители не уделяют серьезного внимания подобным занятиям.
3. Главным методом воспитания остается любовь к ребенку.
Именно любовь служит отправным пунктом в любых методах воспитания. Любая мать чувствует своего родного малыша, ее материнский инстинкт способен улавливать малейшие изменения в психике и здоровье ребенка, и понять, что ему необходимо. Внешняя информация должна лишь помочь ей правильно реализовать то, что она считает нужным: ее нежность и любовь не сделают ребенка избалованным. Скорее всего, их недостаток может негативным образом отразиться на детской психике.
- Педагогическая психология (ответы на вопросы)
- 1.Предмет, цели и задачи педагогической психологии.
- 3.Становление и основные этапы развития педагогической психологии, как науки. Вклад к.Д. Ушинского и п.Ф. Каптерева в педагогическую психологию.
- 4.Вклад л.С. Выготского в педагогическую психологию.
- 5.Вклад а.В. Запорожца и его научной школы в развитие педагогической психологии.
- 6.Методы педагогической психологии.
- 7.Эксперимент в педагогической психологии. Место формирующего эксперимента в системе методов педагогической психологии.
- 8.Обучение и развитие. Взгляды л.С. Выготского и ж. Пиаже на соотношение обучения и развития. Учение л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.
- 9.Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
- 10.Общая характеристика понятий «обучение», «научение», «учение».
- 11.Научение, его типы и виды. Основные теории научения.
- 12.Научение в младенческом возрасте и раннем возрасте.
- 13.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 14.Психологические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
- 15.Детское экспериментирование в научении и обучении дошкольников.
- 16.Формирование психологической готовности к школе. Роль педагога-психолога в подготовке дошкольников к школьному обучению.
- 17.Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности по д.Б Эльконину.
- 18.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности.
- 19.Научение и обучение в дошкольном возрасте. Формирование предпосылок учебной деятельности.
- 20.Младший школьник как субъект учебной деятельности.
- 21.Подросток как субъект учебной деятельности.
- 22.Старший школьник как субъект учебной деятельности.
- 23.Студент как субъект учебной деятельности.
- 24.Психология педагогической оценки. Критерии эффективного педагогического оценивания.
- 25.Типы неуспевающих учеников и оказание им психолого-педагогической помощи.
- 26.Дифференциация и индивидуализация обучения.
- 27.Обучаемость как важная характеристика субъектов учебной деятельности. Проблема выученной беспомощности.
- 27.Мотивация и учебные мотивы. Мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач.
- 28.Индивидуально-типологические свойства нервной системы ребенка и трудности учения.
- 26.Дифференциализация и индивидуализация обучения.
- 29.Понятие о психологии воспитания. Предмет и задачи данного раздела педагогической психологии.
- 34Особенности воспитания и обучения детей в раннем возрасте.
- 36.Общение и его роль в воспитательно-образовательном процессе.
- 40.Психологическое здоровье детей. Пути сохранения и укрепления психологического здоровья в условиях дошкольного учреждения.
- 41.Влияние педагога на развитие детского творчества.
- 42.Психологические аспекты полового воспитания. Учет гендерных различий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении.
- 48.Развитие личности детей с разным уровнем успеваемости в младшем школьном возрасте.
- 49.Становление характера и проблемы подросткового возраста.
- 50.Особенности самовоспитания в подростковом и юношеском возрасте.
- 52.Воспитание школьников с девиантным поведением.
- 53.Психологические проблемы образования одаренных и талантливых детей.
- 55.Психология личности педагога. Субъектные свойства педагога.
- 56.Специфика педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности.
- 57.Основные профессиональные функции воспитателя дошкольного учреждения.
- 58.Профессионально-педагогические умения и пути их совершенствования.
- 59.Индивидуальный стиль педагогической деятельности и его проявления у специалистов дошкольного образования.
- 60.Психологическая характеристика педагогических способностей.
- 61.Профессиональное психологическое здоровье педагога.
- 66.Педагогическая направленность, ее структура.
- 67.Педагогическое взаимодействие. Его функции и структура.
- 68.Самовоспитание и самообразование в системе непрерывного образования.
- 69.Социально-психологический климат в педагогическом коллективе и его влияние на продуктивность деятельности педагога, его удовлетворенность трудом.
- 70.Роль руководителя дошкольного учреждения в повышении эффективности труда членов педагогического коллектива.